На главную

 
 

 

№ 7

 2011

 

 Святой  равноапостольный великий князь Владимир

 

 

Св. равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием, был пятым из князей русских. Он был сыном Святослава и вну­ком св. Ольги, первой русской княгини-христианки. По примеру своей бабки он по­чувствовал пустоту языческой религии и начал думать о другой, истинной вере. Когда узнали о желании Владимира переменить веру, то явились к нему многие проповед­ники: еврейские, магометанские, немецкие (западные христиане) и греческие, и каждый предлагал свою веру. Более всех понравилась Владимиру православная греческая вера. На него очень сильно подействовал греческий проповедник, показавший ему картину Страшного Суда. «Хорошо праведникам по правую сторону, горе же грешни   кам по левую!» - сказал со вздохом Владимир. «Крестись, и ты будешь в раю с первы   ми», - отвечал ему проповедник. Особенно замечательны слова, сказанные Владими   ром иудейским проповедникам. «Где ваша земля?» - спросил у них князь. «Наша земля - Иерусалим и Палестина, - отвечали они - но мы прогневали Бога грехами, и Он рассеял нас по всей земле». - «Как же вы можете учить других, когда сами отвержены Богом и рассеяны по всей земле? - заметил тогда Владимир. - Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Бояре советовали Владимиру еще испытать всякую веру на месте, и он послал 10 мудрых мужей в разные стороны. Послы побывали при богослужении у евреев, магометан, немцев и, наконец, прибыли к грекам. Сам патри   арх совершал литургию в их присутствии; великолепие храма, множество духовен   ства в богатых облачениях и стройное пение привели послов в восторг. «Когда греки ввели нас туда, - так говорили Владимиру послы, возвратившись из Греции, - где они служат своему Богу, то не знаем, на небе ли мы находились или на земле. Нам каза   лось, что сами ангелы с небес поют вместе с клиром. Узнав веру греческую, мы не хо   тим иной». Тогда Владимир окончательно решил принять христианскую веру.

 

Любя пышность и торжественность, Владимир пожелал принять новый закон от самих царей и патриархов греческих; но просить об этом греков гордому языческому князю казалось унизительным. С другой стороны, ему хотелось породниться с грече   ским императором, взяв в замужество его сестру, царевну Анну. И Владимир решил добиться всего этого войной. Он овладел принадлежавшим в то время грекам г. Корсунем, или Херсоном, и послал просить руки царевны. Ему отвечали, что царевна как христианка не может быть женой язычника. Владимир сказал, что ему понравилась греческая вера, и он желает креститься. Тогда царевна отправилась в Корсунь для брака с Владимиром. У Владимира в это время разболелись глаза; царевна советовала ему поспешить с крещением и говорила: «Прими скорее святое крещение, и ты изба   вишься от слепоты и телесной, и душевной». Немедленно послали за корсунским епи   скопом, который крестил Владимира. При крещении Владимир был назван Васили   ем. И действительно, лишь только епископ возложил руку на голову Владимира, что   бы погрузить его в купель, как он внезапно прозрел и воскликнул: «Теперь я узнал ис   тинного Бога!» За крещением последовало и венчание Владимира с Анной. Затем он отправился обратно в Киев, взяв из Херсонеса греческих пастырей: первого русско   го митрополита Михаила и священников, святые мощи, много святых икон, крестов и сосудов. Здесь Владимир прежде всего предложил креститься двенадцати своим сы   новьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие знатные люди. Затем Владимир приступил к приготовлению народа к крещению, - и прежде всего, начал истреблять идолов. Священники собирали народ и наставляли его в вере. Наконец, Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители яви   лись в известный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя и рассуждали так: «Если бы новая вера не была лучше, то князья и знать не приняли бы ее». В назначенный день бесчисленное множество народа собралось на берегу Днепра. Сюда явился и Владимир со священниками. Все киевляне вошли в реку кто по шею, кто по грудь, малые дети были на руках у взрослых; священники на берегу читали молитвы, а св. Владимир, объятый восторгом, поднял руки к небу и молился за своих новопросвещенных подданных. «Творец неба и земли! Благослови сих новых чад Твоих», - говорил он в молитве. После Киева и его окрестностей свя   тая вера была насаждена в Новгороде, Ростове и Суздальской земле. Первый митро   полит Киевский Михаил путешествовал в Новгород; в Суздаль же и другие города пу   тешествовал вместе с ним и сам князь; они уничтожили там идолов и, крестя народ, ставили храмы. Дети св. Владимира, которым он раздал уделы, также ревностно за   ботились о введении и распространении христианской веры в своих уделах. Отсюда же она шла далее и далее по пределам нашего отечества. За труды введения и распро   странения веры в России князь Владимир, как и бабка его, княгиня Ольга, причислены Церковью к лику святых. Св. Владимир именуется равноапостольным, подобно царю Константину. Крещение князя Владимира и Руси было в 988 г.

 

«Жития святых».Православный календарь 2011

 

 

 

 

 

 

8 июля - празднование памяти святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев

8 июля - празднование памяти святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой его никто не мог излечить. В сонном видении князю было открыто, что исцелить его может дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал своих людей в эту деревню, чтобы они отыскали девушку.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания.
Узнав о браке князя Петра с крестьянкой Февронией, гордые бояре не согласились с простым происхождени   ем будущей княгини и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и тогда супругов изгнали из города. Святая Феврония поддержи вала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся обратно вместе со своей супругой.

Святые Петр и Феврония прославились благочестием и милосердием. Состарившись, они молили Бога, чтобы Он дал им умереть в один день. Супруги велели сделать двойную гробницу возле церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме и просили, чтобы их похоронили вместе.
Скончались они в один день и час 25 июня (по старому стилю) 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Люди, занимавшиеся погребением святых супругов, пренебрегли их завещанием и, рассудив, что в монашеском чине им не подобает лежать вместе, положили их в разных гробах в церкви Рождества Богородицы. Но утром эти гробы нашли пусты ми, а тела Петра и Февронии - в двойной гробнице. В ней их и оставили.
В XVI веке Петр и Феврония были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества и небес ными покровителями вступающих в брак.
С 2008 года 8 июля, день памяти благоверных князей Петра и Февронии, объявлен в России Днем семьи, любви и верности.

 

            

День семьи   

 

 Накануне праздника в читальном зале Мглинской центральной библиотеки состоялся вечер, посвящённый Дню семьи, любви и верности. Открыла праздник заместитель главы администрации района Н.В.Воликова.
В зале собрались супружеские пары, прожившие более 30 лет. Для них юными читателями библиотеки и воспитанниками Воскресной школы была подготовлена инсценировка, повествующая о жизни святых благоверных князей Муромских.



 

Работниками районного Дома культуры был организован праздничный концерт. Со словами поздравления и наставления в супружеской жизни к гостям обратился благочинный Мглинского округа протоиерей Василий Климчук. Отец Василий напомнил всем о цели истинного христианского союза мужчины и женщины и их служении друг другу. Он пожелал всем семья доброго здоровья, долголетия, мира и любви, терпения и помощи Божией в воспитании детей. Праздник закончился чаепитием.

 

Отрадно осознавать, что в современном мире, где вместо ценностей православной семьи начинает культивироваться преобладание материальных интересов и животных инстинктов, существуют семьи, следующие примеру истинной любви благоверных князей Петра и Февронии. К таким супружеским парам принадлежат семьи Ковзиковых и Локтевых. Мужья - алтарники, жёны – певчие на клиросе, дочери – учащиеся Воскресной школы. Вот он – чистый пример благочестивой супружеской жизни и служения друг другу.

Семья Локтевых: муж- Сергей Алексеевич, жена – Алла Ивановна, дочь-Дарья.

 

Семья Ковзиковых: муж- Иван Алексеевич, жена – Антонина Ивановна, дочь – Мария.

 

 

                

Почтили память погибших

 

Память народных мстителей, погибших 12 июня 1943 года при форсировании реки Ипуть в урочище «Чагодай» почтили в канун праздника партизан и подпольщиков делегации Суражского и Хотимского районов республики Беларусь. Ровно 68 лет назад в День Святой Троицы партизаны 3-й Клетнянской бригады, Бежицкого, Клинцовского и отряда «За Советскую Беларусь» при переправе через Ипуть попали в засаду. По неполным данным тогда погибло более двухсот человек, среди которых были и мирные жители. Благодаря инициативе клетнянского фермера Тимофея Кошенкова, в июне 2006 года на месте трагедии был открыт мемориал, построенный при участии специалистов российских Суражского, Мглинского, Клетнянского и белорусского Хотимского районов.
28 июня на месте гибели партизан состоялся траурный митинг, на котором выступили ветераны Великой Отечественной войны-хотимчанин Василий Ячнев и суражанин Александр Погарцев. Протоиерей Владимир Фараон, настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г.Суража отслужил Панихиду по погибшим воинам. С призывом ко всем живущим беречь память о войне, чтить героизм и отвагу дедов и прадедов к собравшимся обратились глава Суражского района В.П.Зюзько, глава районной администрации А.А.Задирай, руководители Хотимской делегации. К подножию монумента участники митинга возложили венки и цветы, традиционно приняли их воды Ипути

 

 

 

 

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна
(день памяти 5 / 18 июля)
 

Княгиня Елисавета Феодоровна была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Воспитание в семье было в традициях старой Англии: в строгости, воздержании и христианской нравственности. На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала женой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III.

До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства. После откровенной беседы с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тоже тайно дал такой обет. По взаимному согласию брак их стал духовным, и они жили, как брат с сестрой.

В 1888 году вместе с мужем Елисавета побывала в Святой Земле и после этого твердо решила перейти в Православие. Вскоре Александр III назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором, и жители Москвы смогли оценить милосердное сердце Елисаветы Феодоровны. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризор­ных детей. И везде старалась облег­чить страдания людей. 05/18 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом  Иваном Каляевым. Своими руками Елисавета Феодоровна собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа, а на третий день после его смерти поехала в тюрьму к убийце. Княгиня просила о помиловании Каляева, но ее прошение было отклонено. После кончины мужа Елисавета Феодоровна на деньги от своих драгоценностей построила обитель милосердия с монастырским уставом. На Большой Ордынке в Москве она приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом, где устрои­ла больницу, бесплатную столовую и приют для девочек. Первый храм обители был освящен в 1909 г. во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии.

В своей обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. В больнице обители работали лучшие специалис­ты Москвы, все операции проводились бесплатно. Но настоятельница считала, что главное все же не больни­ца, а помощь бедным и нуждающимся. В годы первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необхо­димо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Первое время Елисавета Феодоровна навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддерж­ке противника заставила ее отказаться от этого. В 1918 году княгиня была арестована латышскими стрелками. 05/18 июля 1918 г. Елисавету Феодо-ровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника и забросали граната­ми. Когда палачи сталкивали великую княгиню в яму, она молилась: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23.34).

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых преподобномученицу великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару.

«Святые жены Руси»

 

 

Всех людей по их отношению к жизни, в том числе и к семейной, — можно приблизительно распределить на две группы. Одна из них похожа на муху. У мух есть такая черта — они всегда садятся на всякую грязь и нечистоты, не обращая внимания на ароматные цветы. Те люди, которые похожи на мух, замечают и ищут везде только злое, никогда не видя и не пытаясь увидеть добро. Другая группа людей напоминает пчелу. Отличительная черта пчелы в том, что она находит только сладкое и красивое, не обращая внимания на грязное. В таких людях всегда работает добрый помысел, они замечают только хорошее и о других думают хорошо. Тем, кто привык обвинять во всем других, в том числе и своего мужа (или жену), я обычно предлагаю выбрать, к какой категории людей принадлежат они сами, а к какой те, кого они обвиняют.

Старец Паисий Святогорец об обвинении других

 

О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Знаем мы, что по наследству передаются детям от родите­лей не только их физические свойства, но и свойства духов­ные. Именно благодаря этой благодатной наследственности и воссияли миру такие светочи чистоты, добра и любви, как Пресвятая Богородица, Креститель Господень Иоанн, Исаак, сын Авраамов. И это заставляет нас призадуматься над на­шими общими обязанностями в отношении не только к Богу, но и к роду человеческому.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молить­ся, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стара­емся жить благочестиво, то значит, мы препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом - наш самый главный грех, который ложится на наших детей.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

 

 

 

 

 

                         

«Благовест православия» - издание  Мглинского благочиния,

 243220,  Брянская область,  г. Мглинул. Буденногод. 1.       тел.     2-22-03         е-mail: mglin_blagovest@mail.ru          

 Тираж – 150 экз.               Редактор Г.М.Штырхунова

 

 

 

На главную