Св. Петр, брат ап. Андрея,
родом иудей, отличался пылкостью и решительностью
характера. До призвания он назывался Симоном, после
призвания получил имя Кифа, по-гречески - Петр (камень)
и был свидетелем величайших чудес Спасителя. После
Пятидесятницы он проповедовал в Сирии, Понте, Галатии,
Вифинии, Асии и Египте. В царствование Нерона, он был
распят в Риме головой вниз на кресте. Апостол оставил 2
соборных послания.
Св. Павел, до призвания
называвшийся Савлом, был родом иудей из г. Тарса. Он
принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал
христиан. Чудесно призванный в апостолы Самим Господом,
он принял крещение и проповедовал Евангелие в Аравии,
Палестине, Кесарии, Малой Азии и других странах. По
повелению имп. Нерона, он был осужден на распятие, но,
как римский граждан, был усечен мечом. Апостол написал
14 посланий.
Почему святых апостолов Петра и Павла называют
первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому,
что они, якобы, получили верховную власть над всеми
апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств
ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Вопрос о
месте апостола Петра в Церкви является одним из основных
положений, на котором католики основывают лжедогмат о
папском примате и обвинении православных в схизме, т.е.
расколе. Однако под словами Спасителя: Ты — Петр, и на
сем камне Я
создам Церковь Мою (Мф. 16, 18), на которых обычно
основывается католический лжедогмат, следует понимать не
саму личность апостола, а его исповедание, его твердую
веру во Христа.
Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за
преимущество перед другими во власти, а лишь по чести.
За что же им такая особая честь? За их великие труды.
Все святые апостолы понесли множество трудов в
благовестии Христова учения, но эти двое потрудились
больше всех (1 Кор. 15,10). Тысячи людей привели они ко
Христу.
Но святые апостолы не только благовествовали, но и
утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их
посещали, для постоянного руководства ими ставили
епископов и пресвитеров, писали вероучительные и
нравоучительные послания. Святой Петр оставил два
послания, а святой Павел — четырнадцать, из них
тринадцать — к христианам из язычников.