После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом
поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии
даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".
Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или
апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых
апостолов, которые, приняв Святого Духа в день
Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении,
часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II)
готовились ко всемирной проповеди Евангелия. По словам
святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает
крепости; ибо научает великому любомудрию, человека
соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил
бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом
постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не
будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать
милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется,
и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет
Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы
всегда почти постились".
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь
пребывал с нами. Общение с Господом есть как бы пища для
христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся
Господом, с нами обращающимся.
"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост
особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и
соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев
Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой
освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный
пост, благодетельно установленный для врачевания души и
тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным
благоволением.
|
Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились
обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их,
между прочими тайнами небесного учения, по внушению
Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании,
чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к
принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с
предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами
нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку
то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает
внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается,
чем больше умертвляется плоть.
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением
всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым
постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения,
иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы
умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши
противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не
будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе
желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается
бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас
стороны, с которой ему можно напасть...
Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы
в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от
Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем
когда-либо, были напоены Божественными водами, мы не должны
покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким
порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем
нечестивым.
«Энциклопедия православной жизни»
|