Что празднует
Церковь в день Святой Троицы?
В этот день Святая Церковь торжественно празднует свое
рождение, основание. В 50-й день после Своего
Воскресения на 10-й день по Вознесении на небеса Господь
наш Иисус Христос послал, как и обещал Своим ученикам,
Святого Духа. В книге Деяний святых апостолов это
событие описано так: «При наступлении дня Пятидесятницы
все они были единодушно вместе. Внезапно сделался шум с
неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил
весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся
языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из
них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить
на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян.2,
2 - 4). Апостолы, восприняв Дух Святой, обрели особую
благодать и силу благовествовать Евангелие всему миру. И
теперь в любом уголке земли есть христиане -
последователи Христа, члены единой Святой соборной и
Апостольской Церкви. Днём же Святой Троицы этот праздник
называется потому, что с этого дня открылось миру
действие трёх лиц Пресвятой Троицы, и люди научились
поклоняться и прославлять Отца и Сына и Святого Духа.
Зачем человеку нужна Церковь?
Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?
Относительно распространенного выражения «главное, чтобы
Бог был в душе», скажем, что для полноты жизни одного
главного мало. Нужно, чтобы было и все остальное. В
теле, например, самый лавный орган - сердце. Но без
головного мозга или легких жизнь тоже невозможна, а без
руки или ноги - очень трудна. Также и духовная жизнь
человека - она состоит из многих составляющих. Кроме
личных отношений с Богом, необходимо и общение верующих,
и внутренний духовный труд, и обучение на лучших
образцах духовного подвига, жизни и творений святых, и
приобщение тому, что возможно только в Церкви - к Святым
Таинствам.
|
Церковь похожа на школу. Что мы сказали бы о человеке,
который хочет научиться какому-либо делу, но не ищет
себе учителей, близких по интересам людей, не стремится
к освоению скопленного до него опыта? Вот и для людей,
стремящихся к познанию Бога и к живой встрече с Ним,
необходимы общение и обучение, которые мы получаем в
Церкви. Люди, которые утверждают, что Бог у них в душе,
часто сами не очень хорошо понимают, о чем говорят. Для
того, чтобы Бог действительно посетил душу человека и
обитал в ней, нужно очень много трудиться, очищая душу
от греховных стремлений, и это практически невозможно
без определенной помощи. Церковь как раз и предлагает
такую помощь - своими богослужениями, Таинствами,
общением верующих, их молитвой друг о друге, своим
духовным опытом, собранным в книгах, примером достойно
живущих людей. Все это делает духовный труд человека
несравненно более успешным.
Не следует забывать и о прямой воле Основателя Церкви.
Христос создал Церковь именно как общество пребывающих
во взаимной любви людей. Двуединая заповедь любви к Богу
и ближнему, которую Господь назвал самой главной,
выражает наиболее полный и глубокий путь единения с
Богом. Поэтому человеку, искренне желающему, чтобы Бог
был у него в душе, естественно приобщиться к жизни
Церкви- таинственного духовного организма, в котором его
члены, во взаимной любви, являют единство во Христе, а
через Него - с Богом Отцом.
Как благополучно
живущему (по мирским меркам) человеку прийти в Церковь?
Людей, которые ищут истину, немного. Период юношеских
исканий обычно скоро завершается» и человек
удовлетворяется своим привычным образом жизни. У многих
интересы сосредотачиваются, в основном, на материальной
сфере - обеспечении комфортной жизни для себя и своих
близких, и некоторые достигают в этом определенных
успехов. Но самих по себе удобств, обеспеченности и
развлечений вдумчивым людям недостаточно для
полноценной, осмысленной жизни. Это проявляется у них
неудовлетворенностью, тоской, которая посещает рано или
поздно почти всех людей. Вроде бы все в жизни нормально
- но чего-то главного не хватает, жизнь лишена
настоящего смысла. Не нужно заглушать в себе эти
чувства, а наоборот, нужно извлечь из них максимальную
пользу. Ведь это Сам Господь стучится в сердце человека
и напоминает о Себе. Вполне возможно, что именно Церковь
-ее богослужения, Священное Писание, духовный опыт
общения со священнослужителями и другими верующими -
поможет разрешить внутренние вопросы и проблемы такого
человека, ищущего смысла жизни. Нужно лишь не стоять на
месте, а искать разрешения своих вопросов.
|
Зачем участвовать в
церковных Таинствах?
Таинства - это Богом установленные видимые священные
действия, через которые верующим сообщается невидимая
благодать Божия. Каждое Таинство имеет определенное
содержание и смысл: в Крещении человек очищается от всех
своих прежних грехов и возрождается для новой, духовной
жизни в Церкви; в Миропомазании - он получает силы для
этой новой духовной жизни; в Таинстве Елеосвящения
(Соборования) благодаря церковной молитве исцеляются
душевные и телесные недуги; в Таинстве Священства
человек получает духовные силы, необходимые для особого
служения Богу в Церкви. В Таинстве Брака (Венчания)
супругам подаются силы на то, чтобы строить семью, как
спасительный жизненный союз, на началах христианской
любви. В Таинстве Покаяния происходит очищение человека
от накопившихся грехов. Важнейшее из Таинств - это
Таинство Евхаристии (Причащения), в котором происходит
непосредственное, духовное и телесное, соединение
верующих людей с Богом в то единство, которое есть
Церковь.
Почему в Православии
утверждается, что человека надо крестить в младенчестве?
Человек в Церкви спасается не сам по себе, независимо от
других, а как член Церкви, то есть духовного сообщества,
в котором все члены стремятся ко взаимной любви и все
друг за друга ответственны. Естественно желание верующих
родителей быть духовно близкими со своими детьми, и для
этого приобщать их к церковной жизни. Взрослые, родители
и восприемники, берут на себя ответственность за их
дальнейшее воспитание, за то, чтобы приобщать их к
церковной жизни и подавать пример христианского
поведения. Конечно, основная ответственность ложится на
родителей, поскольку именно они постоянно общаются со
своими
детьми. При таком понимании и стремлении к этому хотя бы
у одного из родителей, крещение ребенка в младенчестве и
естественно, и полезно. Если же нет верующих крестных, и
родители - не церковные люди, то крестить младенца лишь
по обычаю не следует. Другое дело, если взрослые готовы
должным образом подготовиться, пройти оглашение и начать
церковную жизнь, причащаясь Святых Христовых Тайн вместе
с крещенным младенцем.
|
Что делать человеку, которого не крестили в детстве:
сначала креститься, надеясь, что потом придет и вера,
или сначала надо потянуться к Богу, а уже затем
креститься?
Вопрос свидетельствует о желании креститься. Значит
человек уже в какой-то степени призван Богом. Вот и
нужно следовать этому призыву, и уже начать совершать
усилия на своем пути к спасению. Желание крещения
предполагает мотивацию. Из множества всевозможных
мотивов Крещения достойным и уважительным Церковь
признает только один: стремление быть со Христом всегда:
в радости и горе, в жизни и в смерти. Быть с Ним значит
принять Его в свою жизнь, стремиться приблизиться к
Нему, общаться с Ним в молитве, понять Его заповеди,
узнавать Его через Евангелие и через жития и учения Его
святых, Особые другие мотивы Крещения недостойны Христа,
и Церковь не может принять их и крестить человека.
Итак, для того, чтобы Крещение стало для нас подлинным
рождением в новую, полную радостную, святую жизнь,
необходимо стараться узнать о ней, проходя подготовку к
Таинству - оглашение. Это можно сделать в тех храмах,
где проводятся огласительные беседы и есть приходские
общины.
К чему обязывает
крещение? Как жить после крещения?
Крещение - важнейшее событие в жизни человека. Оно
знаменует конец его прежней безбожной жизни и начало
новой жизни, угодной Богу. Но сама эта новая жизнь не
может прийти сразу, без труда. Нужны большие усилия,
чтобы преодолеть свои прежние наклонности, приобрести
новые, христианские качества. Вот тут человеку и
приходит на помощь Церковь. Участвуя в богослужении,
Таинствах (в первую очередь Исповеди и Евхаристии),
читая Священное Писание и другие духовные книги, общаясь
со священнослужителями и другими верующими, человек
укрепляет в себе решимость жить согласно Божией воле,
учится отличать в своей жизни то, что угодно Богу, от
ложных путей. Особенно большое значение имеет внутреннее
покаяние. Суть его в том, чтобы учиться внимательно
вглядываться в свою внутреннюю и внешнюю жизнь,
распознавать и заблуждения и грехи, и с Божией помощью
от них избавляться. Большое значение имеют утренняя
молитва и чтение Священного Писания. Очень важно найти
храм, в который Вы обычно будете ходить, и священника, у
которого Вам легко и радостно исповедоваться. В своем
Слове в Великий четверг в Храме Христа Спасителя
Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы должны помнить,
что самое главное, что мы совершаем как Церковь — это
Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы
верующие люди чаще причащались Святых Христовых Тайн
|