На главную

 
 

 

№ 2

 2010

 

С р е т е н и е  Г о с п о д н е

 

 

Сретение Господне празднуется Святой Русской Православной Церковью 2/15 февраля как один из великих двунадесятых непереходящих праздников.
На сороковой день после рождения, по древнему обычаю, Пресвятая Богородица принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его как первенца Господу.
В это время в Иерусалиме жил благочестивый человек по имени Симеон, который был исполнен Духа Святого и ожидал пришествия Мессии. Ведомый Промыслом Божиим, он пришел в храм в то время, когда туда принесли Младенца Иисуса. В этот момент у него открылись духовные глаза и он узнал в этом маленьком человеке обещанного Избавителя, узнал Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Пораженный и обрадованный встречей (сретение - встреча), он взял Иисуса на руки и произнес слова, которые мы теперь слышим каждый день на вечернем Богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеи всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Здесь же присутствовала святая Анна; ей было восемьдесят четыре года, она постоянно находилась при храме. Увидев Иисуса и услышав пророчество о Нем старца Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рождении Мессии Христа.
У этой истории есть своя предыстория.
 

 

 

Из Священного предания мы знаем, что старец Симеон был среди 70-ти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий по просьбе египетского правителя Птоломея II Филадельфа в 285 г. до Р.Х. Этот перевод впоследствии стал называться «переводом Семидесяти». Симеону выпало переводить книгу пророка Исайи.

Дойдя до стиха, в котором говорилось: «Се Дева во чреве примет и родит сына...» (Ис. 7, 14), он подумал, что здесь ошибка - не может девушка, не имеющая мужа, родить ребенка. Взяв скребок и занеся руку над текстом с желанием исправить слово «Дева» на слово «жена», он внезапно был остановлен Ангелом, который и предрек ему, что пока он не увидит исполнение пророчества, не умрет.

Эта встреча произошла спустя много лет, когда Богомладенца Христа принесли в храм. Два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой на спасение, а Младенец Иисус - основание нового союза человека с Богом.
Встретить Господа мы можем также и на других путях нашей земной жизни: в наших добрых делах, в нашей истинно христианской любви к людям. В день последней и неизбежной для всех нас встречи с Господом Небесный Судья спросит нас об этом. Что ответим мы Спасителю, если в душе нашей будет мало добра? Скажем, что не знали истинного пути? Но он указан нам в святом Евангелии, в апостольских посланиях, в учении святых отцов Церкви. Будем оправдываться, что слабы?

 

Но мы всегда
могли обратиться к Церкви, к хранимым ею святым Таинствам и получить все необходимое для жизни и благочестия. Нет, не будет оправдания, нашей беспечности! «Желаете сретить Господа, - обращается ко всем нам святитель Феофан Затворник, -поревнуйте о чистоте... Чистота есть бесстрастие. Путь к бесстрастию - исполнение заповедей... Поревнуйте же исполнить заповеди, и вступите в область чистоты, и сретите Господа...
Не подумай кто, что для сего надо делать большие какие перемены в жизни или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван, в том да пребывает. На всех путях встречается Господь... Только всякий твори свое дело как следует... Живи хорошо как семьянин, как гражданин, как сын Церкви... и освятит тя Христос, и возблаговолит быть принятым в объятия сердца твоего как в объятия праведного Симеона». Будем же стремиться к тому, чтобы в нашей временной жизни было как можно больше встреч с нашим Спасителем, чтобы во время последней из них, в день судный, мы сподобились услышать обращенный к нам Божественный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34).
Праздник Сретения Господня - один из древнейших в христианстве, упоминания о нем встречаются еще в IV в. Особенно торжественно он стал праздноваться в 544 г., когда с помощью Господней прекратилась моровая язва. С этого времени Сретение входит в число двунадесятых праздников.
 

 

Дань памяти…

 


 

15 февраля Россия отмечает День памяти воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территории ближнего и дальнего зарубежья. Через афганскую войну прошло более полумиллиона советских солдат и офицеров. Тысячи военнослужащих отдали свои жизни, выполняя  солдатский долг. За этот период пропало без вести и попало в плен 417 военнослужащих. А скольких сыновей, мужей, братьев не дождались матери, жёны, сёстры… В настоящее время и историки и политики неоднозначно оценивают войну в Афганистане. Но все мы в этот день отдаём долг мужеству, чести, отваге, доблести советского воина, выполнившего свой интернациональный долг.

В этот день вернувшиеся с той страшной войны собрались в храме в честь Успения Божией Матери. Рядом с ними были и представители другого поколения - люди более молодые, но прошедшие не менее кровавую войну – Чеченскую. Настоятель храма протоиерей Василий Климчук отслужил панихиду по погибшим воинам.


 

 

 

 

Это случилось во время афганской войны. Одноклассники Виктор и Петр вместе призывались в армию. Мама Петра была верующей, часто молилась в храме. Она уговаривала сына, чтобы он пошел с ней в церковь и попросил священника благословить его на военную службу. Петя любил свою маму и не хотел огорчать ее. Он пошел в храм и взял благословение. Материнскому сердцу стало спокойнее, да и сыновнему тоже.

И Виктору, и Петру довелось служить в Афганистане. Вокруг брезентовых палаток, в которых их поселили, — горы и пески. Петра назначили поваром. Однажды недалеко от кухни он заметил змеиное гнездо с детенышами. Петру жалко было их убивать, и он даже ежедневно подкармливал змеиное потомство отходами солдатской кухни. Иногда ему приходилось видеть издали и маму-кобру. Змея держалась на расстоянии, и солдат смирился с таким соседством.

Однажды под вечер Петр, как обычно, выносил остатки пищи, и вдруг перед ним возникла мама-кобра. Она стояла в угрожающей позе. Зная, что в таких случаях нельзя делать резких движений, Петя стал медленно уклоняться в сторону, но змея тут же реагировала на его передвижение — и снова дистанция оставалась прежней. Солдату приходилось отступать. Но после каждого шага змея снова приближалась к нему и замирала в угрожающей позе. Если он не отходил, начинала шипеть, вынуждая его делать очередной шаг назад.

Так продолжалось несколько часов.

Змея вынудила его отойти на значительное расстояние от лагеря. Кобра не отпускала его, но и не нападала. Отогнав его достаточно далеко, змея успокоилась. Но стоило ему сделать хоть один шаг в сторону лагеря —   принимала боевую стойку. В таком ужасном напряжении Петр пробыл всю ночь. Когда стало светать, змея неожиданно уползла прочь.

Едва держась на ногах, Петр подошел к палатке, собираясь рассказать о случившемся. Его глазам предстала страшная картина: изрезанные тела солдат. В одном из погибших он узнал Виктора. Здесь ночью побывали душманы.

 

 

 

15 февраля начался Великий пост

 Изрядный постник

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое - от желания чужих  вешей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Многие постятся от пиши и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пиши, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин,

 

чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышлений.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» ( Пс 118, 37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15, 1; Петр 3, 11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях и бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан? Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под себя рубише и пепел. Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Господь. - Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и ниших, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей Ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58, 4-10).

 

Святитель Тихон Задонский


 

Быть в Церкви – быть Человеком

Что представляют собой те, кто не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупней, однако это не делает их людьми. Человека от животного можно отличить не только по внешнему виду, а по посещениям церкви. Если человек не ходит в церковь, то он уподобляется животному (не в обиду будет сказано). Сами подумайте: всю неделю, как и животное, постоянно занятое поиском пищи, работает, чтобы прокормить себя и семью. Спит он, спит и зверь. Ест он, ест и бессловесная тварь. Отдыхает – отдых нужен и четвероногому. Какая же разница? А разница видна в воскресенье. Человек идет в храм и там предстоит Богу, чего животное не делает.

Тот, кто не ходит в церковь, забывает, что он человек и опускается до животного образа жизни. Дичает, становится зверем. Он может ходить в галстуке и быть свежевыбритым, но сердце его – сердце зверя. Те, кто ходит в церковь, составляют лучшую часть общества, даже если кто-нибудь и утверждает обратное. Сравним тысячу людей, посещающих храм, и тысячу не посещающих. Процент преступности среди верующих меньше, а среди неверующих больше. Справедливо утверждают, что когда церкви зарастают травой, открываются тюрьмы, а когда появляются церкви, тюрьмы закрываются.
В наше время стоит и продолжает строиться бесчисленное множество храмов. Повсюду видишь их купола, большие и малые, встречаешь монастыри и часовни. И все это в двух шагах от собственного дома. Почему? Потому что мы испытываем в них безусловную потребность. Они нам необходимы, как вода и воздух, сопровождающие нашу жизнь. Более того, как вода и воздух, в изобилии окружающие нас, являются основным условием нашего физического существования, так и многочисленные храмы, воздвигнутые в непосредственной близости от наших домов, являются основным источником жизненных сил человека.

 

 

Блаженная Ксения Петербургская

 

 

Находясь в тяжёлых жизненных обстоятельствах, зачастую мы не знаем, где искать помощи и утешения. И в глубине души всегда надеемся на чудо, забывая, что чудеса действительно существуют - чудеса по воле Божией. И чудеса эти изливаются на нас Господом через своих святых. Одной из наиболее почитаемых на Руси святых является блаженная Ксения Петербургская.

Блаженная Ксения родилась в Санкт - Петербурге в 18-веке. Святая была замужем за полковником Андреем Феодоровичем Петровым, певчим придворного хора. Он умер внезапно, без христианского приготовления. Потрясённая этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг - юродства, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга Андрея. Чтобы исправить загробную участь покойного, Ксения отказалась от своего звания и богатства. Кроме того, она оставила своё имя и, приняв имя супруга прошла под его именем весь свой жизненный путь, принеся на алтарь Божий всеспасительный подвиг любви к ближнему.

Ксения оделась в одежду своего мужа и навсегда покинула дом. Теперь она днями скиталась по городу, а ночи проводила в поле, непрестанно молясь. После того, как одежда мужа, которую она носила, истлела, она стала одеваться и зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки. Многие христиане предлагали Ксении тёплую одежду. Блаженная же ничего не соглашалась взять, но неизменно одевалась либо в красную кофту и зелёную юбку, либо в зелёную кофту и красную юбку (этих же цветов был кафтан её покойного мужа). В таком одеянии она и изображается на иконах.

Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвы блаженная Ксения получила дар прозорливости, которым она многим помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.

 

 По её молитве все скорбящие получали чудодейственную помощь. Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейного быта христиан. Если Ксения качала, либо гладила по голове больного ребёнка, тот непременно выздоравливал. Известны случаи, когда блаженная заботилась о благе и спасении ещё не родившегося младенца. Пришла она как-то к своей давней знакомой Параскеве Антоновой и говорит: «Вот ты сидишь, да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева весьма смущённо восприняла эту нелепицу, однако послушалась блаженной и пошла. У кладбища она увидела толпу народа , и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же, на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Увидев во всём случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе и , не смотря на все усиленные старания найти его отца, усыновила ребёнка.

Ксения всегда принимала участие в устроении жизни благочестивых христиан. Она часто бывала в семье Голубевых, состоявшей из матери- вдовы и её 17-летней дочери. Блаженная Ксения очень любила эту девушку за её кроткий тихий нрав и доброе сердце. Однажды она неожиданно появилась в их доме. Ксения сказала: «Эх, красавица, муж твой жену хоронит на Охте». Девушка была весьма смущена услышанным. «Как так?! - возразила она. - У меня не только мужа, но и жениха - то нет». Услышав все эти возражения, Ксения стала настаивать: «Иди!» на кладбище мать с дочерью увидели похоронную процессию. Хоронили молодую жену доктора, скончавшуюся при родах. Молодой вдовец всё время безутешно рыдал, а, увидев могильный холм над прахом супруги, лишился чувств и свалился на руки едва успевшим подбежать Голубевым. Когда он пришёл в себя, мать и дочь как могли, старались утешить несчастного. Так состоялось их знакомство... Год спустя, молодой человек сделал дочери Голубевой предложение. Брак их оказался счастливым. Не без молитвенного заступления блаженной прозорливицы прожили они долгую, тихую и благочестивую жизнь. Умирая, заповедали чтить память Ксении и следить за её  могилкой.

Невозможно перечислить все чудеса, сотворенные блаженной за 45 лет её юродства. Скончалась Ксения в самом начале 19-го века и была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга.

 

 В первые же годы после её кончины на могилу блаженной стало стекаться множество людей, которые часто брали землю с её могилки для излечения своих недугов. Постепенно весь могильный холм был разобран, пришлось насыпать новый, но и этот был разобран. Тогда положили на могилу мраморную плиту, но и это не остановило почитателей блаженной - плита разбивалась, и частицы её разносились во все концы России. Разбирая землю и разбивая плиты, почитатели блаженной оставляли на могиле денежные пожертвования, которыми пользовались нищие. В 1902 году над её могилкой была построена часовня, существующая до сего дня. Чудеса, творимые блаженной , не прекратились и после её смерти. Известно множество случаев, когда Ксения являлась по молитвам к ней прибегающих и исцеляла душевные и телесные недуги. Поэтому любовь к этой святой не иссякает в народе и у её могилы всегда очень много молящихся. Многие из молящихся пишут записочки о своих бедах и оставляют их в стене часовни, и они не остаются без её помощи.

Не прекращаются чудеса от блаженной Ксении, которая по-прежнему остаётся помощницей христиан в любых бедах и болезнях.  Болен ли у вас кто-то из близких, не ладится ли семейная жизнь, тяжело ли на душе - обратитесь с молитвой к блаженной Ксении, её благодать коснётся и вас, она будет скорой помощницей в ваших бедах.

Молитва к святой блаженной Ксении Петербургской

О святая угодница Божия блаженная Ксения! Призри милостиво твоим оком на нас, раб Божиих (имена), честной твоей иконе умильно молящиеся и просящие у тебе помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатаицу милостивую ко Владыце и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молитися за ны и от бед избавляти. Тебе убо просим, не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих, и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость прославим всех благих Источника и Дароподателя и Бога Единаго, в Троице Святей славимаго. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

                          243220,  Брянская область,  г. Мглинул. Буденногод. 1.          «Благовест православия» - издание  Мглинского благочиния

                                  тел.     2-22-03         е-mail: mglin_blagovest@mail.ru                                    Тираж – 150 экз.                                 Редактор Г.М.Штырхунова

 

 

 

На главную