День Ангела
Дорожи,
христианин, своим именем. Не случайные какие-либо имена
носят христиане, но Святых Угодников Божиих, которым от
дня крещения поручены Св. Церковью. Святой, имя которого
мы носим, есть ближайший наш покровитель и молитвенник о
нас пред Богом на небе, а также ближайший пример для нас
жизни во спасение. Если же так, то душевная польза
каждого из нас и долг благодарности требуют, чтобы мы
знали житие своего Святого. Подробно знать это мы можем
из книги “Четьи-Минеи” Св. Димитрия Ростовского, из
“Житий Святых” Филарета, Архиеп. Черниговского (сконч. в
1866 г.), и других подобных же книг, в которых за весь
год по месяцам и числам подробно изложены сказания о
жизни Святых.
Каждый православный христианин должен хорошо знать и
всегда твердо помнить день, когда совершается память
Святого, имя которого он носит. День этот у нас,
обыкновенно, называется “днем Ангела” или просто “именинами”.
В день Ангела непременно следует сходить в церковь Божию
к литургии, приобресть там просфору и просить священника
вынуть из нее частицы о здравии именинника и его родных,
а после литургии отслужить молебен своему Ангелу. Если
же день Ангела случится в будни и нарочно заказывать
церковную службу в приходском храме в этот день будет
почему-либо невозможно, то следует это сделать в
ближайший к именинам день воскресный или праздничный.
После церковной молитвы лучшим занятием в день Ангела
должно быть чтение жития его и других св. книг, а также
дела благотворения. Не воспрещается, впрочем, и обычная
работа, если именины случатся в будни. Совсем
непозволительны только в день Ангела пустые и чисто
греховные увеселения.
Молиться своему Святому следует и не в церкви только, в
день Ангела, а и дома и каждый день, утром и вечером.
Общая молитва Святому, имя которого мы носим, есть в
каждом “Молитвослове”; но кроме этой молитвы хорошо было
бы знать-заучить еще и тропарь своему Святому и
ежедневно читать его на молитве. Тропарь своему Святому
можно найти в церковных книгах.
В доме каждого христианина должна быть икона своего
Святого. Перед нею следует всегда иметь лампадку и
зажигать ее, если и не каждый день во время молитвы, то
непременно во все воскресные и праздничные дни.
|
Записывать ли грехи?
Если человек не
надеется на свою память — хотя, конечно, прежде
всего должно говорить сердце, — то можно записать,
сделать пометки для того, чтобы потом, придя к
священнику, ничего не забыть. Иногда нам кажется,
что у нас грехов великое множество, и тогда их
трудно исповедовать. Но, во всяком случае, мы
анализируем свои поступки, свои мысли, свои чувства
и если мы видим, например, что молимся всегда
рассеянно, то об этом надо сказать: "Моя молитва
рассеянная". Если человек проводит внимательную
жизнь, например, в монастыре, в каких-то особых
ситуациях, и он может часто исповедоваться, то,
например, схиархимандрит Игнатий (Зосимовский)
советовал своим духовным детям каждый день
записывать совершенные ими грехи. А если в этот день
они ничего за собой не заметили, он советовал
поставить на этот день прочерк. Это особое
водительство. И пасомый, и пастырь к этому должны
быть готовы. Могут быть особые формы духовной жизни.
Главное, чтобы мы могли осознанно покаяться. Чтобы
это было не просто "делом, словом, помышлением,
грабили, убивали", а чтобы это было именно
осознанное чувство. Вот тогда это будет настоящим
покаянием.
Видеть свои грехи —
это, конечно, хорошо. Святые отцы советуют грехи
помечать, записывать, для того чтобы наша слабая
память не утратила этих наших беззаконий. У
преподобного Амвросия Оптинского написано, что
всякий грех мы не сможем уловить; если грех мелькнул
как молния и ушел, то "Господи, прости" — и нет его.
А тот, который в течение дня повторяется, если
говорить о мыслях, то его, конечно, нужно записать и
потом на исповеди сказать об этом.
|