Святая
великомученица Варвара родилась в г. Илиополе в знатной языческой
семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был
страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь
красивую девушку от посторонних взоров он построил для дочери
специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак
2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто
испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные
к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых
почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает
мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать
такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой
Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий
собственное бытие». Со временем к Диоскору все чаще стали приходить
богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно
мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке,
но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить
его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится
и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей
выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит
другое отношение к замужеству. Однажды Варвара познакомилась с
местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о
неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой
Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Просвещенная
благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу.
Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь. За время отсутствия
Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где
рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с
южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство,
упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света (икос 3).
Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном,
«Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного,
неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)».
Услышав
от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в
ярость.
|
Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела
выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной
расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел
Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5).
Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал:
«Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих,
и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью.
Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей
воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не
отступать от древних отеческих законов и не противиться
воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения
идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда
ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого
растирать глубокие раны жесткой власяницей. В конце дня
Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят
молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста
Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой
и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре
насладиться вечными благами в Царстве Моем". На
следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на
ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос
6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания,
открыто исповедала свою веру и объявила желание
пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали
водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве
и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями,
жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких
пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы
мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными
Христу, по приказанию правителя, мученицы были
обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос
10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния,
превратив его тело в пепел. Мощи святой обретаются в
Киеве, в кафедральном соборе святого князя Владимира.Сожжение жертв пред Богом
появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно
вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом
Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник
для священного курения ароматических веществ. Волхвы,
пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров
преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн
Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела,
приемлющего золотую кадильницу.
|