На главную

 
 

 

№11

 2010

 

Собор архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

 

21 ноября православные христиане отмечают день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архистратиг Михаил, имя которого значит «кто, как Бог?» или «кто равен Богу?» есть вождь Небесных сил, почему и называется архистратигом, т. е. военачальником силы Господни. Когда одержимый гордостью Денница восстал против Бога и увлек за собой множество других духов, тогда святой архистратиг Михаил явился защитником славы Божией, призвал прочих ангелов восстать против зла и пребыть в повиновении Господу. Этот праздник носит название собора, потому что в этот день прославляются все бесплотные силы Небесные.
Этот праздник — главный из всех праздников в честь святых ангелов. Собор — соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.
Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами — пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч

 

 

Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Он не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И мы должны радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных Сил. Нужно помнить, что его охраняющий меч будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем, с кем борется Архистратиг Михаил. Его ангелы. Служить Ему, исполняя Его повеления.

По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов. Значит, мы должны войти в Собор Ангелов. Как же чиста и свята  тогда должна быть наша жизнь! Как еще здесь, на земле, мы должны подготавливать себя к вхождению в светлое и святое собрание Ангелов! Для этого мы должны приобрести мысли и чувства ангельские, очистить сердце для любви. Жить по заповедям евангельским.

 

 

4 ноября - День народного единства

и празднование в честь

Казанской иконы Божией Матери

 

4 ноября, по всей России проходят мероприятия, посвященные Дню народного единства. Этот праздник был учрежден в декабре 2004 года указом президента России Владимира Путина. Впервые его отмечали 4 ноября 2005 года. День народного единства напоминает россиянам о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России от поляков в 1612 г. В конце XVI - начале XVII вв. Россия, вследствие междуцарствия и явления самозванцев-наследников престола, очень страдала и едва не погибла. Многие из русских изменников решались отдать Русский престол польскому царевичу, - веры неправославной, католической. Поляки уже завладели Москвой. Наконец, в разных местах России стали составляться ополчения на защиту веры и отечества. В это время Казань выслала свои дружины к Москве с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, ознаменовавшей себя чудесами. Народ и войско наложили на себя пост и обратились с пламенной молитвой ко Господу и Пресвятой Богородице. Св. Сергий, явившись архиепископу Арсению, который томился в плену у поляков, сказал, что Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы и московских святителей, низложит врагов и возвратит Москву православным христианам. Ободренные воины приступили к Москве, прогнали гетмана Хоткевича, а находившихся в самой Москве поляков совершенно стеснили и подвергли голоду, так что те принуждены были бежать из Кремля. После изгнания поляков в первый воскресный день был совершен крестный ход с Казанской иконой Богородицы на Лобное место для благодарения Господа и Его Пречистой Матери.

Впоследствии в память освобождения от поляков построен Казанский собор, куда ежегодно и совершается крестный ход.

 

 

 

 

 Благочинный Мглинского округа протоиерей Василий Климчук в День народного единства, совпадающий с церковным праздником Казанской иконы Божией Матери призвал прихожан укреплять единство Церкви и народа и помнить судьбоносные дни отечественной истории.
«Сегодня и государственный праздник — День народного единства.
Мы вспоминаем, как в трудные годы 17 века, когда, казалось, нет будущего у государства российского, предстательством Заступницы Усердной, воззванием великих людей нашего Отечества — Козьмы Минина и князя Пожарского началось ополчение на освобождение Москвы. Необходимо крепить единство Церкви Христовой, единство нашего народа, ибо в этом наше будущее», — отметил протоиерей Василий Климчук в проповеди на Божественной литургии.

 

Крестный ход

 Водосвятный молебен на источнике

 

 

 

 

Вечная память

27 октября 2010 года, после непродолжительной болезни, на 76-м году жизни скончался наместник Брянского Свенского Успенского мужского монастыря архимандрит Никодим (Анискин).
В связи с этим скорбным событием, священноархимандрит Свенского монастыря Епископ Брянский и Севский Феофилакт обратился с соболезнованием к клиру и пастве Брянской Епархии, братии и прихожанам обители.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, Боголюбивая Брянская паства!
Ныне мы провожаем в путь всея земли смиренного монаха и молитвенника наместника Брянского Свенского Успенского мужского монастыря архимандрита Никодима.
Глубоко и искренне скорблю о его кончине, выражаю свои соболезнования братии обители, клиру и пастве Брянской Епархии и всем, кто лично знал покойного пастыря и ревностного инока.
За 55 лет пребывания в монашестве и служения в священном сане, почивший отец Никодим являл пример усердного служения Богу, Святой Церкви и нашему Отечеству. Видя его благое произволение, в нелегких условиях государственного контроля над Церковью, Господь давал ему мудрость, мужество и силы неослабно шествовать по однажды избранному пути.
С 1992 года архимандрит Никодим исполнял послушание наместника одной из древнейших обителей - Брянского Свенского Успенского монастыря, пребывавшего в запустении после долгих лет богоборческого режима. Он стоял у истоков возрождения монашеского делания на Брянской Земле, во вновь устрояемой Брянской Епархии. Почивший справедливо заслужил любовь братии, пастырей-сослужителей, благочестивой паствы и почтительное уважение светских властей, во многом благодаря своей открытости, христианской простоте и любви к ближним.
В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Никодиму упокоение от трудов праведных и вселил его

 

 

душу «на месте злачнем и прохладнем», молитвами Пречистой Своей Матери, всех Святых в Земле Брянской просиявших, и всех Святых.
Вечная память новопреставленному рабу Божию архимандриту Никодиму.

* * *

Архимандрит Никодим (в миру - Георгий Васильевич Анискин) родился 13 марта 1935 г. в Выгоничском районе Брянской области в семье крестьян. В 1953 г., по окончании школы, он поступил на послушание в Псково-Печерский мужской монастырь.

В 1955 г. Георгий принял монашеский постриг с именем Никодим. В том же году Епископ Псковский и Прохоровский Иоанн рукоположил его во иеродиакона. В 1961 г. иеродиакон Никодим окончил Ленинградскую Духовную Семинарию, поступил в Академию, но, в связи с болезнью матери, вынужден был оставить обучение на 2-м курсе Академии. Он переехал в Ригу, где был назначен в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

3 ноября 1969 г. иеродиакон Никодим был рукоположен Архиепископом Рижским и Латвийским Леонидом в сан иеромонаха и назначен настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Кулдега Рижской Епархии с несением послушания служащего священника в храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в женском Свято-Троицком монастыре г. Рига. В 1979 г. он был возведен в сан игумена.

В 1980 г. игумен Никодим окончил Московскую Духовную Академию. 1989 г. был возведен в сан архимандрита. С 1990 по 1992 годы он служил в Сумской Епархии: был секретарем Сумского Епархиального Управления и священником Преображенского Кафедрального Собора г. Сумы, затем настоятелем Владимирского храма г. Шостка Сумской Епархии и благочинным Шосткинского округа.

В 1992 г., определением Священного Синода Русской Православной Церкви, архимандрит Никодим был назначен наместником вновь открытого Брянского Свенского Успенского монастыря, в то время относившегося к Орловско-Брянской Епархии. Архимандрит Никодим пришел в совершенно разоренную обитель и положил много сил для ее возстановления. В 1994 г. была возрождена самостоятельная Брянская Епархия. Архимандрит Никодим исполнял послушания Духовника Епархии, ответственного за взаимодействие с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами, преподавателя Пастырских курсов.

Наместник Свенского монастыря всегда был для всех открыт, прост в общении, мудр в наставлении.

Архимандрит Никодим был награжден правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш». В 2009 г. он был удостоен Патриаршей грамоты, в 2010 г. - Ордена Преподобного Серафима Саровского 111 степени. К 55-летию со Дня пострига и хиротонии, Епископ Феофилакт наградил его Архиерейской грамотой.

29 октября собором духовенства, при участии монашествующих, представителей администрации области и города Брянск и большом стечении народа, в монастырском храме в честь Сретения Господня была совершена Божественная Литургия и Чин погребения архимандрита Никодима. Перед чтением разрешительной молитвы было оглашено соболезнование Епископа Брянского и Севского Феофилакта. Тело архимандрита Никодима упокоилось на монастырском кладбище, у стен Свенской обители, а душа да упокоится в селениях Праведных. Аминь.

«Брянские епархиальные ведомости»  № 10  за 2010г

 

   

Каждение при Богослужении

 

 

 

Начинается всенощное бдение. Хор торжественно и нескоро распевает 103-й псалом, говорящий о сотворении мира. А батюшка в это время обходит церковь с кадилом.
Благоуханный дым наполняет весь храм…
Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым –фимиам.
 

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь, как вещество сожигающее и согревающее, изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным. Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас  и   предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу.

Когда же кадило обращается людям, этим свидетельствуете? Что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ  Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

   

 

 

У дороги стоял нищий и просил подаяние. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего но лицу плетью. Тот же, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал;
- Будь счастлив!
Крестьянин, видевший произошедшее, спросил нищего:
- Неужели ТЫ такой смиренный?
- Нет, - ответил нищий.
Просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

 

ЖИЛ-БЫЛ ОДИН очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

Из книги О.Клюкиной  «Жил человек»

 

 

                         

«Благовест православия» - издание  Мглинского благочиния,  243220,  Брянская область,  г. Мглинул. Буденногод. 1.         

                                  тел.     2-22-03         е-mail: mglin_blagovest@mail.ru           Тираж – 150 экз.               Редактор Г.М.Штырхунова

 

 

 

На главную