Путь возвращения к Богу не лишен препятствий. Бывает,
что мы в какой-то мере уже готовы встать на путь возвращения,
но при этом не делаем спасительного шага. Одни из нас
избегают исповеди, выставляя различные причины и тщетно
пытаясь успокоить свою совесть. Другие колеблются из страха,
стыда или отчаяния. Третьи постоянно откладывают встречу с
духовником. Оправдания, которые при этом приводятся, обычно
бывают такого рода.
1. «Зачем мне
исповедоваться?
Я не убивал, не воровал». Однако, как мы знаем, этим
грехи не исчерпываются. Пытаясь таким образом оправдаться,
мы показываем, что нам не хватает глубины самопознания, при
этом также выясняется, насколько далеки мы от Бога. Когда
человек отдален от Божественного Света, он не может
различить степени своей греховности. Подобно тому, как если
человек прячется от солнца, то не видит своей грязи и
считает, что он чист. Когда же он выходит на солнечный свет,
то даже самое маленькое пятнышко на его одежде хорошо видно.
2. «Я говорю о своих
грехах, стоя перед иконой, либо своему другу или
какому-нибудь близкому человеку...»
Но никто из близких не может дать нам отпущение грехов.
Этот способ, как выше и говорит свт. Феофан, хорош лишь как
подготовка к исповеди, но не может заменить собой самого
Таинства.
3. «Священник и сам
грешный человек.
Зачем я пойду к нему? » К счастью, он именно таков, и
потому может лучше понять нас и знает, как помочь. Ведь Сам
Бог хотел, чтобы Ему служили люди несовершенные и грешные.
На проповедь Он посылал апостолов, а не Ангелов. Следует,
однако, знать, что сколь бы ни был грешен священник,
Таинство, которое он совершает, остается в силе. Ведь золото
не теряет цены в зависимости от того, из чистых рук ты его
получаешь или из грязных.
4. Непреодолимым
препятствием для многих является стыд. Это по-человечески
понятно.
Но, исповедуя свой даже самый позорный грех, мы отсекаем
его от себя, показывая себе и Богу, что наш грех — это наша
болезнь, что-то чуждое по отношению к нам, а не мы сами.
Исповедуясь, мы показывая Врачу язву, чтобы милосердный
Христос уврачевал ее. Утаивая грех, мы словно признаем его
частью себя, становимся с ним заодно, а это только ухудшает
состояние нас и наших душ. Надо сказать, что бесы,
искушающие нас снаружи, и наши страсти, действующие в нас
изнутри, не должны становиться для нас чем-то привычным и «родным».
Надо помнить, что любой грех, любая страсть, любая неправда,
которую мы совершили, изменяет нас. Мы словно мутируем под
действием греха, превращаясь из образа Божия в образ
демонский. И остановить эти «мутации» может только Дух
Святой, который исцелит нас, если мы
искренне попросим Его об этом, всем сердцем призовем Его на
помощь, раскаявшись и признавшись в своих поступках и
получив в Таинстве Исповеди духовное лекарство — благодать.
5. Самое коварное
препятствие — это, конечно, безнадежность и отчаяние.
Некоторые люди говорят: «Я совершил столько грехов, что
нет мне прощения и спасения ». Эта фраза совершенно
антиправославна и противоцерковна, она не имеет никакого
отношения к учению Иисуса Христа. Если член какой-нибудь
партии, собрания, организации и так далее «согрешит», то
есть нарушит правила, то его изгоняют, отвергают, ставят
вне рядов этой партии.
|
Но этого никогда не бывает в Церкви. Церковь — это
больница, лечебница душ, потому мы и попадаем в больницу,
что ищем исцеления. Для Церкви, как говорит прп. Исаак Сирин,
«не существует непростительного греха, а только
нераскаянный».
Нет такого греха, который бы не омывался слезами покаяния.
На Страшном Суде мы будем осуждены не за то, что грешили, а
за то, что не каялись. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Никто
не должен отчаиваться в своем спасении. Ты согрешил?
Покайся. Ты согрешил тысячу раз? Тысячу раз покайся».
Преподобный Нил Подвижник говорит удивительную вещь, которая
показывает беспредельную любовь Божию: «Влюбленный не желает
так сильно свою возлюбленную, как Бог душу, покаяния которой
Он жаждет».
Следовательно, отчаяние и уныние — это очевидное
измышление диавола, его последнее оружие. Святой Иоанн
Златоуст говорит еще: «У диавола нет иного столь же сильного
оружия, как отчаяние, и поэтому мы не столько доставляем
ему радости, когда совершаем грех, сколько,когда отчаиваемся».
Приведем пример из «Нового Изборника» прп. Никодима
Святогорца: «Святитель Герман, Патриарх
Константинопольский, в своем "Слове о покаянии" пишет, что
один христианин, побежденный блудным бесом, каждый день
впадал в грех и каждый день снова каялся со слезами, говоря:
«Господи, помилуй меня и отыми от меня это искушение, потому
что я побеждаюсь наслаждением и не могу поднять очи, чтобы
смотреть на Твой пречистый образ и воззреть на Твой
сладчайший лик, чтобы возрадоваться». Выйдя из церкви, он
снова впадал в грех, однако не отчаивался, но опять шел в
церковь с покаянием. Так он поступал много лет, более десяти.
И человеколюбец Бог великодушествовал, желая его покаяния.
Однажды тот снова совершил грех и побежал в церковь,
пал на пол и, стеная из глубины сердца, плакал и рыдал,
прося благоутро-бие Божие, чтобы Он пожалел его и помог
освободиться из трясины греха. Диавол, видя, что
побеждается его покаянием, проявил неслыханную дерзость и
зримо явился пред церковными вратами и возопил: «О сила!
Почему Ты меня так преследуешь, Иисусе, Сыне Божий? Твое
безмерное милосердие победило меня. Почему ты принимаешь
этого блудного и нечистого, который лжет Тебе каждый день и
презирает Тебя? Почему ты не попаляешь его молнией, но
милосердствуешь о нем и ждешь его? Ты несправедлив. Ты
судишь несправедливо и невзирая на грехи. Меня Ты низверг с
Небес за малое преступление, высокомерие, и вовсе не жалеешь.
А этот — лжец и блудник, но Ты милосерд к нему и слушаешь,
чтобы помиловать, потому что он плачет перед Тобой. Почему
же Ты называешься тогда справедливым? Я вижу, что Ты
смотришь на лица и из-за великой Своей любви презираешь
справедливость». Он говорил это с большой горячностью, а из
его ноздрей выходило пламя.
Сразу же после этого из святого алтаря послышался
голос: «Змий лукавый н пагубный, ты не насытился тем, что
поглощаешь весь мир, но стремишься похитить даже этого,
который прибег к Моей бескрайней милости. Разве его грехи,
которые ты показываешь, могут перевесить Мою кровь, которую
Я пролил за спасение грешников? Мое заклание и смерть
простили его грехи. Почему же ты не преследуешь его, когда
он впадает в грех, но принимаешь с радостью, надеясь
завладеть им? И если Я. будучи милосердным и добрым, повелел
Моему апостолу Петру прощать своего брата до седмьдеся-ти
крат седмерицею (см.: Мф. 18. 22), или до четырехсот
девяноста раз, то разве Я не прощу сего раба Своего? Да, Я
его прощу и не отвергну, пока не обрящу его, потому что он
обращается ко Мне, потому что Я был распят за грешников и
простер Свои руки на Кресте, чтобы тот, кто хочет, прибегал
ко Мне и спасался. Я никого не прогоняю от Своей благости,
если даже он еще тысячу раз в день придет ко Мне и опять
согрешит. Ибо Я пришел в мир призвать не праведников, но
грешников на покаяние».
|