На главную

 
 

 

№ 3

 2012

 

 

 

 

22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

 

 

Загрузить увеличенное изображение. 357 x 450 px. Размер файла 63491 b.

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны.

 

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер. Видя это постыдное бегство святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром пришли мучители и увидев, что святые живы и не пострадали от холода приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж и впали в ярость. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию — перебить им голени молотами.
Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.
Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости.
По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.
Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.
 

 

 

 

Епископ Брянский и Севский Александр

(Агриков Василий Александрович)

 

 

Родился 13 мая 1953 г. в Астраханской области. В шесть лет, после смерти матери, переехал в Белгородскую область, где служил священником его отец. По окончании школы окончил в Москве медицинское училище.
2 июня 1974 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном рукоположен во диакона, а 5 июня тем же Преосвященным — во пресвитера и назначен настоятелем храма Рождества Христова в с. Масальское Угличского р-на Ярославской обл.
С ноября 1974 г. по ноябрь 1976 г. служил в рядах Советской армии в Саратове.
В феврале 1977 г. был принят в клир Московской епархии и назначен священником в Никольский храм в с. Пушкино. С 30 марта 1978 г. по 27 января 1983 г. — настоятель Никольской церкви в г. Лосино-Петровске.
 

С января 1983 г. по октябрь 1986 г. — настоятель Успенской церкви в г. Шубине.
С октября 1986 г. по январь 1991 г. — настоятель Богородицерождественского храма в с. Образцово. С января 1991 г. — настоятель Владимирской церкви в г. Мытищи.
31 октября 1994 г. назначен благочинным церквей Мытищинского округа.
6 декабря 1980 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Александр в честь св. блгв. кн. Александра Невского. К Пасхе 1982 г. награжден наперсным крестом.
9 марта 1987 г. возведен в сан игумена. 12 мая 1999 г. награжден крестом с украшениями. В 2000 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст.
21 июня 2001 г. Святейшим патриархом Алексием вторым возведён в сан архимандрита.
Окончил Московскую духовную академию и семинарию заочно.
1 сентября 2001 г. в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве наречен, 2 сентября — за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
Был настоятелем московского храма Илии Пророка в Черкизове.
С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Восточного административного округа г. Москвы (Преображенское благочиние).
Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал №171) назначен на Брянскую кафедру.
 

Пастырский визит в Мглинское благочиние

 



 

15 марта, в день празднования Мглинской иконе Божией Матери Одигитрия, с пастырским визитом Мглинское благочиние посетил епископ Брянский и Севский Александр. Встречали Владыку Глава района Кондрат Н.Н. и благочинный Мглинского округа протоиерей Василий Климчук.
Колокольный звон оповещал о прибытии высокого гостя, а перед храмом Владыку встречали учащиеся Воскресной школы. Стихами, по древней традиции с хлебом-солью и цветами дети приветствовали епископа Александра на Мглинской земле.
В храме в этот день было многолюдно. Была совершена архиерейская литургия Преждеосвящённых Даров. Это было поистине вдохновляющее действо, при котором присутствовали многие жители района. «Мир всем!»- звучало из уст епископа, и прихожане склоняли головы перед Владыкой, с чувством глубокого уважения и благодарности.
По окончании Божественной литургии, Владыка посетил храм во имя Святителя Николая Чудотворца в с. Высокое, а также приходы Суражского района: храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Суража, храм во имя Василия Великого с. Душатино и храм в во имя Архистратига Михаила п. Иванов.
Везде отца Александра принимали с нескрываемой радостью и благоговением. Прихожане от всего сердца благодарили епископа за оказанное внимание благочинию в дни Великого поста и выразили надежду на дальнейшие архиерейские Богослужения.

 

Послание

Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

по случаю празднования 400-летия со дня преставления

священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

 

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всей Руси, который отдал все свои силы и саму жизнь во имя сохранения в нашей стране Православия, государственной независимости и национальной самобытности.

В конце XVI - начале XVII века наше Отечество пребывало в глубоком духовном, экономическом и политическом криксе. Прекращение царской династии, многочисленные распри между боярскими родами, иноземное вторжение и народные волнения поставили страну на грань катастрофы; нависла угроза насаждения иной веры.

В условиях массового духовного помрачения, когда большинство не понимало, где друг, а где враг, когда даже часть Церкви приветствовала иноземцев, стегая их правление благом, святитель Ермоген, будучи брошенным в темницу оккупантами и испытывая физические страдания, остался верен своей стране и высокому Патриаршему долгу. Пламенными воззваниями и личным примером он показал народу важность стояния в правде. Архипастырь не потерял того духовного критерия, который позволяет ясно различать правду и ложь. Он сохранил эту способность именно потому, что был близок к Богу и никакие материальные блага, соблазны власти и комфорта не могли помрачить его внутреннего зрения, просветленного Божественной Истиной.

Под влиянием его посланий и по его благословению было сформировано ополчение Кузьмы Минина и князя Пожарского, которое освободило столицу. Однако сам угодник и исповедник Христов не дожил до этого долгожданного события: враги уморили его голодом в заточении.

Призывы и молитвы умирающего в темнице восьмидесятилетнего старца заставили одуматься тех, кто оступился, вдохновили тех, кто искал путей возрождения ослабленной России, умилостивили Того, Кто подает всякую победу. Патриарх Ермоген - мученик на Московском патриаршем престоле -символ жертвенного служения Церкви и на все времена пример верности Христу и любви к Отчизне. Между тем, имя святителя наряду с именами многих великих полководцев и правителей незаслуженно забыто сегодня. Память об этом подлинном патриоте и исповеднике Господнем необходимо возродить и увековечить, воздвигнув ему в столице подобающий памятник.

К нам сегодняшним не в меньшей степени обращены слова мученика и исповедника святителя Ермогена:

«Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и в будущем!

Стойте за веру неподвижно; а я за вас Бога молю!»

Верим, что и ныне предстоит он пред Престолом Божиим, испрашивая для Державы Российской утверждения в Православии, укрепления народного единства, возрождения духовной мощи страны.
Будем же верными наследниками достославных наших предшественников, которые не щадя жизни, не ища легкого пути, не скрываясь от тех испытаний, которые посылал Господь, защищали свою христианскую веру и не мыслимую без этой веры Святую Русь. Нам любить её красу, преумножать достояние, сохранять её самобытность.
Молитвами святителя Ермогена и всех святых, в земле Российской просиявших, да простирается неизменно над Отечеством нашим Покров Царицы Небесной. Да сохранит нас Господь в мире, единомыслии и благоденствии.
Аминь.


 

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
 

Кроткие советы Оптинских старцев

 

1.Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский).

2.Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)... Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению
(преподобный Амвросий Оптинский).

3.Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение
(преподобный Амвросий Оптинский).

4.Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь
(преподобный Никон Оптинский).
 

5.Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский).

6.От ласки у людей бывают совсем иные глазки
(преподобный Амвросий Оптинский).

7.Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь.

8..Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений...
(преподобный Антоний Оптинский).

9.Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей
(преподобный Никон Оптинский).
 

 

 

Когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня. (Ос. 13, 6).
Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
Святитель Василий Великий (330-379).

 

 

Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность.

При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
 

 

Святой апостол Павел говорит: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). – Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается, и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его (ср.: Втор. 32, 15). Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Для преодоления всех, без исключения страстей, необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Не говорите – не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: вся могу. Но не сам по себе, а о укрепляющем нас Господе, как уверяет апостол. (см.: Флп.4;13) Святитель Феофан Затворник.

 

                         

«Благовест православия» - издание  Мглинского благочиния,

 243220,  Брянская область,  г. Мглинул. Буденногод. 1.       тел.     2-22-03         е-mail: mglin_blagovest@mail.ru          

 Тираж – 150 экз.               Редактор Г.М.Штырхунова

 

 

 

На главную