Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно
праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи,
потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын,
ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным
перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир
не стал.
Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими
Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и
Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут,
раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот
этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники
встретили Бога, ставшего Человеком... Ныне отпущаеши раба
Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, – сказал Симеон,
– ибо видели очи мои спасение Твое... Теперь он может отойти
в вечность, теперь он может сойти в область усопших и
принести туда первую весть, что он видел на земле Бога,
пришедшего плотью.
Одновременно этот праздник – первая жертвенная разлука
Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец
мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в
семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот
обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей
вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон
не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали
египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой,
спасающей десницей Бога.
|
И одной из самых страшных
кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона,
была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой
ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой
получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.
Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас:
Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей
любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли,
из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом,
как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей,
перворожденный младенец мужского пола в
каждой вашей семье должен быть
принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и
смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь
приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону
Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это
жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни:
Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту
жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она
стала кровавой Жертвой Голгофы.
Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей
пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей.
Один пришел с гордыней, другой – с сокрушенным сердцем. Это
– тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и
спасение.
Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был
принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом,
чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет
мужеского и женского, нет различия, все – дети Божии, и
поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как
Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.
Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца
принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы
Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь
встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из
нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто
уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в
Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь
ждал себе только суда – и получил милость; фарисей думал,
что он праведен, – и оказался ни с чем...
Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение
подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый
из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были
принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на
хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому,
Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы
встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем
о том, кто мы – фарисей или спасенный мытарь. Аминь.
|