| 
					 
 
					 
					Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно 
					праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, 
					потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, 
					ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным 
					перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир 
					не стал.
 Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими 
					Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и 
					Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, 
					раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот 
					этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники 
					встретили Бога, ставшего Человеком... Ныне отпущаеши раба 
					Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, – сказал Симеон, 
					– ибо видели очи мои спасение Твое... Теперь он может отойти 
					в вечность, теперь он может сойти в область усопших и 
					принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, 
					пришедшего плотью.
 Одновременно этот праздник – первая жертвенная разлука 
					Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец 
					мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в 
					семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот 
					обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей 
					вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон 
					не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали 
					египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, 
					спасающей десницей Бога.
 | 
					
						
					И одной из самых страшных 
					кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, 
					была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой 
					ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой 
					получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.
					Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: 
					Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей 
					любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, 
					из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, 
					как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, 
					перворожденный младенец мужского пола в
					каждой вашей семье должен быть 
					принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и 
					смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь 
					приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону 
					Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это 
					жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: 
					Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту 
					жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она 
					стала кровавой Жертвой Голгофы.
 Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей 
					пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. 
					Один пришел с гордыней, другой – с сокрушенным сердцем. Это 
					– тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и 
					спасение.
 Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был 
					принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, 
					чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет 
					мужеского и женского, нет различия, все – дети Божии, и 
					поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как 
					Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.
 Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца 
					принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы 
					Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь 
					встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из 
					нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто 
					уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в 
					Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь 
					ждал себе только суда – и получил милость; фарисей думал, 
					что он праведен, – и оказался ни с чем...
 Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение 
					подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый 
					из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были 
					принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на 
					хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, 
					Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы 
					встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем 
					о том, кто мы – фарисей или спасенный мытарь. Аминь.
 
 |