Воссоединение Украины с Россией

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Воссоединение Украины с Россией — традиционное в русской историографии название события, во время которого Гетьманщина приняла протекторат Московского Царства в 1654 году. С просьбой о протекторате к московскому царю Алексею Михайловичу обратился гетман Войска Запорожского (официальное название тогдашнего Украинского государства) Богдан Хмельницкий. Законодательно утвердили союз Земский собор в Москве и Переяславская Рада в Переяславле. Основные причины принятия протектората: стремление получить гарантии от попыток Речи Посполитой вернуть контроль над украинскими землями.

Договор казачьего Войска Запорожского с Русским Царством о царской протекции казаков и царской военной помощи в борьбе против шляхетской Речи Посполитой упоминается в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», "Переяславские статьи", "Переяслово-Московский договор". Обсуждение статей было начато 8 января 1654 года на Переяславской раде, 27 марта 1654 года они были одобрены московским царём. Окончательно автономия Украины была упразднена при Екатерине II.

Переяславская рада

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 г. в Переяслав-Хмельницком. Оригинальные документы Переяславской рады не сохранились до нашего времени и потому характер отношений, предусмотренных в соответствии с этим соглашением между Гетьманщиной и Российским царством — предмет академических споров.

 Исторические предпосылки

В период национально-освободительной войны украинского народа под руководством Б. Хмельницкого 1648—1657 гг. правительство гетмана поддерживало дипломатические отношения и заключало военно-политические союзы с многими государствами — Крымским ханством, Турцией, Московским государством, Молдавией и др. Постоянные измены Крымского ханства, ненадёжность со стороны других союзников толкали гетмана на поддержание тесных контактов с Москвой, которая была заинтересована в росте своего влияния в Украине.

 

 

Лист Богдана Хмельницкого,
посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу,
с сообщением о победах над польским войском
и желании украинского народа объединиться с Россией

  •                                                                      8 июня 1648 г.
  •  

     Наяснийший, велможний  и  преславний цару московский,  а нам    33
    велце милостивий пане и добродию.
         Подобно с презреня божого тое ся стало,  чого ми  сами  соби
    зичили  и  старалися  о  тое,  абихмо часу теперишного могли чрез
    посланцов  своих  доброго  здоровья  вашей  царской   велможности
    навидити  и  найнижший  поклун  свой отдати.  Ажно Бог всемогущий
    здарив нам от твоего царского величества  посланцув,  хоч  не  до
    нас,  до  пана  Киселя посланих в потребах его,  которих товариши
    наши козаки в дорози натрафивши,  до нас,  до  войска  завернули.
    Чрез  которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим
    учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой,  за которую з
    давних  часов  и за волности свои криваве заслужоние,  от королей
    давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не
    маем.
         [Тв]орець избавитель  наш  Исус  Христос,  ужаловавшис кривд
    убогих людей и кривавих слез сирот бидних,  ласкою  и  милосердем
    своим  святим  оглянувшися на нас,  подобно,  пославши слово свое
    святое,  ратовати нас рачил.  Которую яму под нами били викопали,
    сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог
    нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти  з  иншими
    их  санаторами:  перший  на  Жолтой  Води,  в полю посеред дороги
    запорозкои,  комисар Шемберк и син пана краковского  ни  з  одною
    душею  не  втекли.  Потом  сам  гетман  великий пан краковский из
    невинним добрим чоловиком паном  Мартином  Калиновским,  гетманом
    полним коронним,  под Корсуном городом попали обадва в неволю,  и
    

     

    войско все их квартянное до щадку ест розбито;  ми их  не  брали,    34
    але  тие люди брали их,  которие нам служили [в той м]ире от царя
    кримского.  Здалося тем нам и о том вашому [царскому]  величеству
    ознаймити,  же  певная  нас  видомост зайш[ла от] князя  Доминика
    Заславского,  которий до нас присилал о мир просячи,  и  от  пана
    Киселя,  воеводи  браславского,  же  певне  короля,  пана нашего,
    смерть взяла,  так  розумием,  же  с  причини  тих  же  незбожних
    неприятелей  это  и  наших,  которих  ест  много королями в земли
    нашой,  за чим  земля  тепер  власне  пуста.  Зичили  бихмо  соби
    самодержца  господаря  такого  в  своей  земли,  яко ваша царская
    велможност православний хрестиянский  цар,  азали  би  предвичное
    пророчество  от  Христа Бога нашего исполнилося,  што все в руках
    его святое милости.  В чом упевняем ваше царское величество, если
    би  била  на  то  воля  Божая,  а  поспех твуй царский зараз,  не
    бавячися,  на  панство  тое  наступати,  а  ми  зо  всим  Войском
    Запорозким  услужить  вашой  царской  велможности  готовисмо,  до
    которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
    А меновите будет то вашому царскому величеству слишно,  если ляхи
    знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся
    и з своей сторони на их наступати,  а ми их за Божею помощу отсул
    возмем.  И  да  исправит  Бог   з   давних   виков   ознаймленное
    пророчество,  которому ми сами себе полецевши,  до милостивих нуг
    вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
         Дат с Черкас, июня 8, 1648.
         Вашему   царскому   величеству   найнизши   слуги.    Богдан
    Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.
      
    

     

    Выверено по изданию:  Под стягом России:  Сборник архивных    документов. М., Русская книга, 1992.
     

     

     Подготовка Переяславской рады

    Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. московское правительство объявило войну Речи Посполитой.

    Решение Земского собора
    о воссоединении Украины с Россией

    1 октября 1653 г.  

     

    
    										
    В прошлом  во  161-м  году мая 25 по указу великого государя        450
    царя и великого князя Алексея Михайловича всеа  Русии  самодержца
    говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем
    во 162-м году октября в 1 день великий государь  царь  и  великий
    князь  Алексей  Михайлович  всеа Русии самодержец указал о том же
    литовском и о черкаском делех учинити собор,  а  на  соборе  быти
    великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа
    Русии,  и митрополитом,  и архиепискупом,  и епископом,  и черным
    властем,  и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и
    стряпчим,  и дворяном московским,  и дьяком,  и дворяном, и детем
    боярским  (выборным)  из городов,  и гостем,  и торговым и всяких
    чинов людем.  И указал государь им объявити литовского  короля  и
    панов рад прежние и нынешние неправды,  что с их стороны делаютца
    к нарушенью вечного докончанья,  а  от  короля  и  от  панов  рад
    исправленья   в  том  не  бывало.  И  чтоб  те  их  неправды  ево
    государевым  Московского  государства  всяких  чинов  людем  были
    ведомы.   Также   и  запорожского  гетмана  Богдана  Хмельницкого
    присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку
    в  подданство.  И  что  ныне  король  и паны рады при государевых
    великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили  их
    без дела.
         И государь  царь  и  великий  князь  Алексей Михайлович всеа
    Русии  самодержец,  пришед  от  празника  от  покрова   пресвятые
    Богородицы  за  кресты и быв в соборной церкви,  для собору был в
    Грановитой полате.  А на соборе были:  великий государь святейший
    Никон,  патриарх  московский  и всеа Русии,  митрополит Крутицкой
    Селивестр,  митрополит сербский Михайло,  архимариты и игумны  со
    всем   освященным   собором,   бояре,  окольничие,  думные  люди,
    стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з
    городов,  и  дети  боярские,  гости и гостиные и суконные сотни и
    черных сотен,  и дворцовых слобод,  торговые и иных всяких  чинов   451
    люди и стрельцы.  И по государеву цареву и великого князя Алексея
    Михайловича всеа Русии указу  о  неправдах  Яна  Казимера  короля
    польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана
    Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:
         В докончальных грамотах блаженные памяти  великого  государя
    царя  и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и
    Владислава короля польского и великого князя литовского написано:
    быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем
    и наследником в братцкой дружбе,  и в любви,  и в  соединении.  А
    великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича
    всеа Русии самодержца  и  его  государевых  детей  и  наследников
    Владиславу  королю,  и  вперед будучим королем польским и великим
    князем литовским,  и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких
    письмах  описывати  и имяновати по его государскому достоинству и
    по вечному докончанью великим государем царем  и  великим  князем
    всеа Русии самодержцем,  с полными его государскими титлы, по его
    государскому достоинству.  И как он,  великий государь,  сам себя
    описует  по  докончальной  грамоте  отныне  и  до  века  и вперед
    неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому
    и  великому  князю литовскому и вперед будучим королем польским и
    великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными  ж
    их  титлы  по  докончальной грамоте.  А к Московскому государству
    Владиславу королю польскому и великому князю  литовскому,  и  его
    братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем,
    и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не
    писатися  и не имяноватись.  И то вечное докончанье с обе стороны
    сперва великие послы,  а после того и сами обои великие  государи
    своими  государскими  душами,  крестным  целованьем,  закрепили и
    грамотами и печатьми утвердили,  что  меж  ими,  обоими  великими
    государи,  тому  вечному утвержденью быти навеки непременну.  И с
    стороны Владислава короля польского и великого  князя  литовского
    при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные
    памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича
    всеа  Русии  самодержца и сына его государева,  великого государя
    нашего царя и  великого  князя  Алексея  Михайловича  всеа  Русии
    самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов
    воевод,  и каштелянов,  и старост,  и капитанов,  и  державцов  в
    государевы  порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и
    титлы писаны не по вечному докончанью,  со многим премененьем.  А
    иные  злодеи  во  многих  листех  писали с великим безчестьем и с
    укоризною,  а королевское имянованье писали царским имянованьем и
    многих  государств государем и облаадателем.  И о тех королевских
    многих неправдах посыланы от них,  государей,  в Польшу и в Литву
    ко  Владиславу  королю  польскому  и великому князю литовскому их
    государевы великие послы и посланники.  А  велено  им,  будучи  у
    короля на посольстве и с паны рады в ответех,  о государеве чести
    говорити,  и подлинные прописные листы казати,  и  списки  с  них   452
    дати, и на тех людей казни и наказанья просити.
         И во  148-м  году  писал  ко  государю  Владислав  король  в
    грамотах своих:  которые люди,  за его королевским заказом, учнут
    государево  имянованье  и  титло  писать  не  по  их государскому
    утвержденью,   и   те   будут   кажнены,   а    которые    писали
    неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед
    того отнюдь не будет.  А в ответном письме панов рад, каково дали
    во  153-м  году  государевым великим послом боярину князю Алексею
    Михайловичу Львову с товарыщи,  написано,  что королю,  покаместа
    право не ставало,  потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне
    за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати
    велел,  и  казнь по проступке их против права их подлинно учинена
    будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по
    договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не
    бывало.  А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и
    пуще  прежняго:  блаженные  памяти  про  великого государя царя и
    великого князя Михаила Федоровича всеа  Русии  самодержца  и  про
    деда  его  государева,  блаженные  памяти  про  великого государя
    святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа  Русии,
    также  и  про  великого  государя  царя  и великого князя Алексея
    Михайловича всеа Русии самодержца в  книгах  их  напечатаны  злые
    безчестья,  и укоризны,  и хулы.  Чего не токмо великим государем
    християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и
    терпети  невозможно,  и  помыслити  страшно.  Также и Московского
    государства про бояр и про всяких чинов людей  напечатаны  в  тех
    книгах  многия  безчестья  и  злые  укоризны,  чего  ни в которых
    государствах не токмо за вечным докончаньем,  и в развратье  того
    не  бывает.  А  Владислав  король написан обранным великим князем
    московским мимо вечного докончанья.
         И в прошлом во 158-м году по государеву  цареву  и  великого
    князя  Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в
    Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и  полномочные
    послы  –  боярин  и  оружейничей  и  наместник Нижнего Новагорода
    Григорей  Гаврилович  Пушкин  с  товарыщи.  А  велено  им  о  тех
    королевских  и  панов рад многих неправдах говорити накрепко и за
    государскую честь по посольским договором  на  виноватых  просити
    казни смертные.
         И по  королевскому  указу  паны рада тем государевым великим
    послом дали договор за руками своими и за печатьми,  что тех всех
    про  государево  имянованье  и титла обвиненных людей,  которые в
    росписи от них,  великих  послов,  им,  паном  раде,  написаны  в
    Варшаве  на  сойме,  по  правом  корунным  и  литовским  и против
    соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити.  И по  проступке
    их осудя,  и смертью,  хто будет достоен, казнити при государевых
    послех  или  при  посланникех.  А  в  констытуцыи  1637-го   году
    написано:  а  на  таковых,  которые  б дерзали писать,  или титлы
    умаляти,  или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски   453
    то слово – смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.
         И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х
    королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев
    да  дьяк  Алмаз  Иванов.  И будучи они у короля и у панов рад,  в
    ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и
    по констытуцые казни просили;  и стояли о том крепко.  И король и
    паны рада на той сойме при государевых посланниках не  токмо  что
    по договору исправленья не учинили,  и многих винных людей к суду
    не поставили и правды ни в чом не показали.
         И после  того  присылал  ко  государю  Ян   Казимер   король
    посланников   своих   –   Альбрехта   Пецлавского   да   Хриштопа
    Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за
    государеву честь обвиненых,  людей з декретом.  И в том декрете к
    прямому исправленью ничего не написано.  И многие винные люди  от
    вин  своих  учинены  свободными не по делу,  а на которых обычных
    немногих людей и вина положена,  и  про  тех  в  том  же  декрете
    написано:  где  они,  живы  ли или померли,  про то им и самим не
    ведомо.  И по государеву указу тот декрет у них,  посланников, за
    такими  явными  неправдами  не принят.  А сказано им и в ответном
    письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну
    Казимеру королю своих государевых великих послов.
         А в  прошлом  во  161-м  году посыланы к нему,  Яну Казимеру
    королю,  государевы  великие  и  полномочные  послы,   боярин   и
    наместник     великопермский     князь     Борис    Александрович
    Репнин-Оболенский с товарыщи,  чтоб Ян  Казимер  король,  памятуя
    вечное   докончанье,  и  посольские  договоры,  и  соймовые  свои
    уложенья,  констытуцыю,  велел  в   тех   вышеимянованных   делех
    исправленье  учинить  пристойное.  И те государевы великие послы,
    будучи в ответе,  о государеве чести о исправленье  на  обвиненых
    людей  по  договору  паном  раде  говорили и стояли о том всякими
    мерами.  И Ян Казимер король в том деле никакова  исправленья  не
    учинил.  А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы,
    говорили о  чести  блаженные  памяти  великого  государя  царя  и
    великого  князя  Михаила  Федоровича всеа Русии самодержца и сына
    его государева,  великого государя царя и великого князя  Алексея
    Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.
         И те   государевы  великие  послы  им,  паном  раде,  о  том
    выговаривали,  что они,  паны рада,  то начальное и главное дело,
    государскую  честь,  ставят ни во что и называют малым делом,  не
    бояся бога  и  не  памятуя  вечного  докончанья.  И  тем  великих
    государей  наших,  блаженные  памяти  великого  государя  царя  и
    великого князя Михаила Федоровича всеа Русии  самодержца  и  сына
    его,  великого  государя  нашего  царя  и  великого князя Алексея
    Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.
         И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный
    суд и декрет,  что они о том деле,  и их государской чести,  мимо
    прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не  будут.  И   454
    отказали в том впрямь.  А которые листы писаны после того их суда
    и декрету,  и про те листы паны рада сказали,  что они тех людей,
    от  кого  листы  писаны,  судити  учнут так же,  как и за прежние
    прописки.  И к тем словам смеялись,  а справедливости в том  деле
    никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
         Да он  же,  Ян  Казимер  король,  забыв  вечное  докончанье,
    умышляя над Московским государством злые неприятельские  замыслы,
    ссылался  с  общим  християнским  неприятелем  с  крымским  ханом
    почасту  и  всякими  вымыслы  умышлял,  чтоб   сопча   Московское
    государство  воевать  и  разорить.  Да он же,  Ян Казимер король,
    через свои государства пропустил  к  свейской  королеве  Христине
    общего  християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и
    войны.  А преж сего того,  чтоб крымским послом  через  Польшу  и
    Литву в Свею ходить, николи не бывало.
         Да с  его  же  королевские  стороны  учали быть в порубежных
    местех задоры большие:  приходя в государеву сторону, их польские
    и  литовские  люди  государевых порубежных городов дворян и детей
    боярских поместья и вотчины  разоряют,  и  людей  их  и  крестьян
    грабят  и  мучат  розными  муками,  и за рубеж вывозят сильно,  и
    всякия злости им чинят.  А  урядники  их  по  письму  государевых
    порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам
    многие  неправды  учинились  к  нарушенью  вечного  докончанья  с
    королевские стороны.
         А з  государевы  стороны вечное докончанье во всяких мерах и
    по ся места здержано крепко и нерушимо.
    Да в прошлых годех присылал  ко  государю  царю  и  великому
    князю  Алексею  Михайловичу  всеа Русии запорожской гетман Богдан
    Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда,
    что  паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую
    веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали
    и гонение учинили большое.  И их, запорожских черкас, от истинной
    православной християнской веры,  в  которой  они  издавна  живут,
    учали  отлучать  и неволить к своей римской вере. 

     

      И церкви божии
    запечатали,  а в ыных учинили унею,  и всякие над ними гонения, и
    поругания,  и  злости  нехристиянские  чинили,  чего  они  и  над
    еретиками и  над  жидами  не  чинят. 
         И  они,  черкасы,  не  хотя
    благочестивые  християнские веры отбыти и святых божиих церквей в
    разорении видети и видя себя  в  таком  злом  гоненье,  поневоле,
    призвав  к  себе  в  помочь  крымского  хана  с  ордою,  учали за
    православную християнскую веру и за святые божии церкви против их
    стояти.  А у царского величества милости просят, чтоб он, великий
    християнский   государь,   жалея    благочестивые    православные
    християнские  веры  и  святых  божиих церквей и их,  православных
    християн,  невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел
    их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им
    на гонителей  християнские  веры  и  святых  божиих  церквей,  на
    поляков,  помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году
    присылал ко государю царю и великому  князю  Алексею  Михайловичю   455
    всеа  Русии  запорожской  гетман  Богдан Хмельнитцкой посланников
    своих двожды,  что с королевские стороны по договором,  на чом  с
    ними,  запорожскими  черкасы,  мирились,  не исполнено,  и церкви
    божии,  которые в договоре  написаны  были  отдать  из  унеи,  не
    отдали,  а  которые немногие и отданы были,  и те оборочены опять
    под унею.  И хотя православную  християнскую  веру  искоренить  и
    святые  божии церкви до конца разорить,  войска на них корунные и
    литовские собрали,  и многие городы,  и места,  и в тех городех и
    местех святые божии церкви осквернили,  и обругали, и разорили. И
    православных християн духовного и мирского  чину  многих  невинно
    замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили,
    о чем и слышати жалостно.
         И они у  царского  величества  запорожские  черкасы  милости
    просят со многим слезным челобитьем,  чтоб он,  великий государь,
    православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей
    разорить  гонителем  их  и  клятвопреступником  не дал и над ними
    умилосердился,  велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все  Войско
    Запорожское  принять  под  свою государеву высокую руку.  А будет
    государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти
    не  изволит,  и  великий  бы  государь его царское величество для
    православные христианские веры и  святых  божиих  церквей  в  них
    вступился,  велел  их  помирити  через  своих государевых великих
    послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца
    отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.
         И по  государеву  указу,  а  по  челобитью  гетмана  Богдана
    Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим
    послом,   боярину   и  наместнику  великопермскому  князю  Борису
    Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыши,  о том  миру  и  о
    посредстве  королю и паном раде говорити велено.  И по государеву
    указу  его  государевы  великие   послы,   боярин   князь   Борис
    Александрович  с  товарыщи,  в ответех паном раде говорили,  чтоб
    король  и  паны  рада  то  междоусобье  успокоили  и  с   черкасы
    помирились. И православную християнскую веру греческого закону не
    гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и неволи им ни в  чем  не
    чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви
    оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король
    и паны рада то учинят,  что з запорожскими черкасы помирятца, и в
    вере им вперед неволи чинить не учнут,  и церкви божии отдадут им
    попрежнему,   и  великий  государь  его  царское  величество  для
    православные христианские веры  и  святых  божиих  церквей  брату
    своему королевскому величеству такую поступку учинит:  тем людем,
    которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их
    вины велит им отдать.
         И Ян  Казимер  король  и паны рада и то дело поставили ни во
    что ж,  и  в  миру  с  черкасы  отказали,  и,  хотя  православную
    християнскую  веру  искоренити и церкви божии разорити,  пошли на
    них войною при них же, великих послех.
         Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м  году  сойм
    был в Бресте Литовском,  и у них на сойме приговорено впрямь, что   456
    их православных  християн  греческого  закону,  которые  живут  в
    Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском,  побить и церкви
    божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.
         И государевы  великие  послы,  видя  их   многое   упорство,
    говорили  им  а большим вычетом в полате и х коретам идучи во все
    люди вслух,  что великий  государь  его  царское  величество  для
    православные  християнские веры и святых божиих церквей,  хотя их
    междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь
    достойны  были  смерти,  вины их хотел им отдать.  И коли он,  Ян
    Козимер король,  и они,  паны рада, то поставили ни во что и ни в
    чем  исправленья  не  учинили,  и  великий  государь  его царское
    величество  такова  их  злого  безчестья  и  многово  по  вечному
    докончанью  неисправленья  больши  того  терпети  им не будет.  И
    послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не  учнет,
    а  велит  о  тех  их  неправдах  и о нарушенье вечного докончанья
    писать  во  все  окрестные  государства   к   великим   государем
    християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру,
    и за святые божии церкви,  и за свою государскую достойную  честь
    стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.
         И паны  рада  ни  на  какую  меру не сошли ж,  и сходства не
    показали,  и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали,
    и  тех  государевых  великих послов отпустили без дела.  А как Ян
    Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал,  и
    в присяге ево написано меж иных дел,  что ему меж разнствующими в
    вере християнской остерегати,  и защищати,  и никакими мерами для
    веры  самому не теснити,  и никово на то не попущати.  А будет он
    тое своей присяги не здержит,  и он  подданных  своих  от  всякия
    верности  и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве
    своей ни у ково просити не будет и не примет.
         А ныне писал ко  государю  царю  и  великому  князю  Алексею
    Михайловичю  всеа  Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и
    все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что
    король  с  войсками  своими  на  Украину  идет.  И  они,  не хотя
    монастырей и церквей божиих и  християн  в  мучительство  выдать,
    бьют  челом,  чтоб  государь  его  пожаловал,  войска свои вскоре
    послать к ним велел.  А будет он,  великий государь,  и ныне  над
    ними,  православными  християны,  не  зжалится,  как  они у него,
    государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят
    и  под  себя  подобьют,  то они волю их чинити по нужде будут.  А
    запорожской посланец Лаврин Капуста говорил:  приказывал да с ним
    гетман  Богдан  Хмельнитцкой,  а велел государю бити челом,  чтоб
    государь велел прислать в Киев и в-ыные городы своих  государевых
    воевод,  а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех
    же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де
    хотел  быть  крымский хан с ордою,  а иные татаровя уж и пришли и
    стоят под Белою Церковью.  Да к гетману  ж  де  присылал  турской   457
    салтан  а  обоз  в  Борки  посланца  своего,  зовучи ево к себе в
    подданство.  И гетман  де  ему  в  том  отказал,  а  надеетца  на
    государеву милость.  А будет государь его и не пожалует,  принять
    не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том
    у него,  государя,  милости просил много,  а он, государь, его не
    пожаловал,  а с королем де у них миру отнюдь не  будет,  а  учнут
    против его стоять.  Да в вестях объявилось, что люди их черкаские
    с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де
    посчастилосъ  и  много  языков  поляков  поимали.  А литовской де
    гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не
    учинят,  и  они  тотчас  с  ними помирятца и пойдут на государеву
    землю войною.
         И выслушав,  бояре приговорили:  за честь  блаженные  памяти
    великого  государя  царя и великого князя Михаила Федоровича всеа
    Русии и за честь сына его государева,  великого государя  царя  и
    великого  князя  Алексея Михайловича всеа Русии,  стояти и против
    польского короля война  весть.  А  терпети  больше  того  нельзя,
    потому  что  многие  годы  в  королевских грамотах и в порубежных
    листех писали их государские  имянованъя  и  титлы  мимо  вечного
    докончанья и посольского договору, со многою пропискою.
         А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей
    соймовой констытуцыи во многие годы  исправленья  не  учинили,  И
    видя  королевские  подданные  такое неисправленье и злым людем за
    вины их неуимство от того не престали,  и  с  порубежных  городов
    капитаны  их  и  наместники  в  государевы  порубежные  городы  к
    воеводам во всех годех государево имянованье  и  титло  писали  с
    пропискою.  И  при  государевых послех,  при боярине князь Борисе
    Александровиче Репнине с  товары-щи,  исправленья  не  учинили  и
    называли  то  дело – государскую честь – малым делом,  и смеяся и
    поставили ни во что,  и отпустили государевых послов без дела,  и
    тем оне вечное докончанье нарушили.
         А о   гетмане   о   Богдане  Хмельницком  и  о  всем  Войске
    Запорожском  бояре  и  думные  люди  приговорили,  чтоб   великий
    государь  царь  и  великий  князь  Алексей  Михайлович всеа Русии
    изволил  того  гетмана  Богдана   Хмельницкого   и   все   Войско
    Запорожское   з   городами  их  и  з  землями  принять  под  свою
    государскую высокую руку для  православные  християнские  веры  и
    святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая
    на православную  християнскую  веру  и  на  святые  божии  церкви
    востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан
    Хмельницкой  и  все  Войско  Запорожское,  присылали  к  великому
    государю  царю  и  великому  князю Алексею Михайловичю всеа Русии
    бити челом многижда,  чтоб  он,  великий  государь,  православные
    християнские  веры  искоренить  и  святых божиих церквей разорить
    гонителем  их  и   клятвопреступником   не   дал   и   над   ними
    умилосердился,  велел  их  приняти  под  свою государскую высокую
    руку.  А будет государь их  не  пожалует,  под  свою  государскую
    высокую  руку  приняти  не  изволит,  и  великий  бы государь для
    православные християнские веры и  святых  божиих  церквей  в  них   458
    вступился,  велел их помирити через своих великих послов, чтоб им
    тот мир был надежен.
         И по государеву указу,  а по их челобитью государевы великие
    послы  в  ответех  паном  раде говорили,  чтоб король и паны рада
    междоусобье успокоили,  и с черкасы  помирились,  и  православную
    християнскую  веру  не  гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и
    неволи им ни в чем не чинили,  а ученили  б  мир  по  Зборовскому
    договору.
         А великий  государь  его царское величество для православные
    християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит:  тем
    людем,   которые   в   его  государском  имянованье  в  прописках
    объявились,  те их вины велит им отдать.  И Ян Казимер  король  и
    паны  рада  и  то  дело  поставили  ни  во что и в миру с черкасы
    отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера
    короля  написано,  что  ему  в  вере  християнской  остерегати  и
    зашищати,  и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого
    на то не попущати.  А будет он тое своей присяги не здержит, и он
    подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
         И он,  Ян Казимер,  тое  своей  присяги  не  здержал,  и  на
    православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви
    божии многие  разорил,  а  в-ыных  унею  учинил.  И  чтоб  их  не
    отпустить  в  подданство  турскому  салтану  или  крымскому хану,
    потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
         И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого
    и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.
         А стольники,  и стряпчие,  и дворяне московские,  и дьяки, и
    жильцы,  и дворяне  ж  и  дети  боярские  из  городов,  и  головы
    стрелецкие,  и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен
    и дворцовых слобод тяглые люди,  и стрельцы о государской чести и
    о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского
    допрашиваны ж по чином, порознь.
         И они говорили то ж,  что за честь блаженные памяти великого
    государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за
    честь сына его государева,  великого  государя  царя  и  великого
    князя Алексея Михайловича всеа Русии,  стояти и против литовского
    короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь
    учнут  с  литовским королем битися,  не шадя голов своих,  и ради
    помереть за их государскую честь.  А торговые всяких  чинов  люди
    вспоможеньем  и  за  их  государскую честь головами ж своими ради
    помереть.
         А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские
    веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и
    великий князь Алексей Михайлович  всеа  Русии  по  их  челобитью,
    велел их приняти под свою государскую высокую руку.
    

     


    Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1985.

     

     
    									

    Для ведения переговорного процесса между Московией и мятежными провинциями Речи Посполитой в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Олферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

    Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

     

    Генеральный военный совет в Переяславе

    8 (18) января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет, а со временем - генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского казачества, Черниговского и Брацлавского полков и жители Переяслава. Не было представителей от крестьян, мещан (кроме Переяслава) и духовенства.

    Во время публичной церемонии гетман и казацкая старшина поклялись в том, "чтобы быть им с землёй и городами под царской великою рукой неотступно".

    После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Однако Б.Хмельницкий потребовал, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя, что было бы подтверждением союза между обеими государствами. Боярин В.Бутурлин решительно отказался принести присягу, в связи с чем гетман и старшины удалились на совещание, которое длилось несколько часов, а послы остались ждать в соборе. В ходе совещания П.Тетеря и Г.Лисницкий, полковник миргородский, неоднократно приходили и просили В.Бутурлина принести присягу, но безуспешно. Тем временем, руководитель посольства дважды утверждал, что царь будет охранять все права Украины и, более того, заявлял, что "царское слово переменно не бывает".

    В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, ссылаясь на то, что царь не присягает своим подданным. По-видимому, письменного договора в Переяславе заключено так и не было.

    После продолжительного совещания, учитывая слова Бутурлина, которые гетман и старшина толковали как равнозначные присяге царя, украинская сторона принесла присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

    После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий договора. Было решено отдать Украину под протекторат Русского царя с сохранением основных прав и свобод Войска Запорожского; был написан проект договора в форме петиции к царю из 23 пунктов (Мартовские статьи), который привезли в Москву в конце марта 1654 г. П.Тетеря и военный судья С.Зарудный.

    После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 117 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола. Отказались присягать ряд представителей казацкой старшины, в частности полковник Иван Богун, Брацлавский, Кропивянский, Полтавский, Уманский казацкие полки, некоторые города, в частности Чернобыль, а также киевское духовенство во главе с митрополитом С.Косовым.

    "СТАТЬИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО", УТВЕРЖДЕННЫЕ ЦАРЕМ И БОЯРСКОЙ ДУМОЙ

    21 марта 1654 г.

     

    В письме, каково прислали великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя Росии самодержца и многих государств государя и обладателя его царского величества к ближним бояром, к боярину и наместнику казанскому ко князю Алексею Никитичю Трубецкому, к боярину и наместнику тверскому к Василью Васильевичю Бутурлину, к окольничему наместнику коширскому к Петру Петровичю Головину, к думному диаку к Алмазу Иванову царского величества Войска Запорожского посланники Самойло Богданов да Павел Тетеря с товарыщи в нынешнем во 162-м году марта в 12 день написано:

    бьют челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всеа Великия и Малыя Росии самодержцу и многих государств государю и обладателю его царского величества подданные Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское и весь мир християнский росийский, чтоб его царское величество пожаловал их тем, о чем посланники их бити челом учнут, а они его царскому величеству во всяких его государских повеленьях служити будут вовеки. И что на которую статью царского величества изволенье, и то подписано под статьями.

    Статья 1.

    Чтоб в городех урядники были из их людей обираны к тому достойные, которые должны будут подданными царского величества урежати и доходы всякие вправду в казну царского величества отдавати, для того что царского б величества воевода, приехал, учал права их ломать и уставы какие чинить, и то б им было в великую досаду. А как тутошние их люди где будут старшие, то они против прав своих учнут исправлятца.

    И сей статье царское величество пожаловал велел быть по их челобитью. А быти б урядником в городех войтам, бурмистром, райцам, лавником, и доходы всякие денежные и хлебные збирать на царское величество и отдавать в его государеву казну тем людем, которых царское величество пришлет. Да тем же присланым людем, кого для тое зборные казны царское величество пришлет, и над теми зборщиками смотрить, чтоб делали правду..

     Статья 2.

    Писарю войсковому, чтоб по милости царского величества 1000 золотых польских для подписков давать, а на судей войсковых по 300 золотых польских, а на писаря судейского по 100 золотых польских, на писаря да на хорунжего полкового по 50 золотых, на хорунжего сотницкого 30 золотых, на бунчюжного гетманского 50 золотых.

    Царское величество пожаловал велел быть по их челобитью, а давать те деньги и с тамошних доходов.

     Статья 3.

    На писаря, и на судей войсковых на 2 человека, и на всякого полковника, и на ясаулов войсковых и полковых чтоб по мельнице было для прокормленья, что росход имеют великой.

    Царское величество пожаловал велел быть по их челобитью.

    Статья 4.

    На поделку наряду войскового, и на пушкарей, и на всех работных людей, которые у наряду бывают, чтоб царское величество пожаловал изволил учинить свое царское милостивое призренье, как в зиму, так и о станах, також де на обозного арматного 400 золотых,; а на хорунжего арматного 50 золотых.

    Царское величество пожаловал велел давать ис тамошних доходов

     Статья 5.

    Послы, которые издавна к Войску Запорожскому приходят из чюжих краев, чтоб гетману и Войску Запорожскому, которые к добру были, вольно приняти, а только чтоб имело быть противно царского величества, то должни они царскому величеству извещати.

    По сей статье царское величество указал: послов о добрых делех принимать и отпускать. А о каких делех приходили и с чем отпущены будут, о том писать к царскому величеству подлинно и вскоре. А которые послы присланы от кого будут царскому величеству с противным делом, и тех послов и посланников задерживать в Войске и писать об них о указе к царскому величеству вскоре ж, а без указу царского величества назад их не отпускать. А с турским салтаном и с польским королем без указу царского величества не ссылатца.

     Статья 6.

    О митрополитье киевском посланником изустной наказ дан. А в речах посланники били челом, чтоб царское величество пожаловал велел дать на его маетности свою государскую жаловальную грамоту.

    Царское величество пожаловал: митрополиту и всем духовного чину людем на маетности их, которыми они ныне владеют, свою государскую жаловальную грамоту дать велел.

     Статья 7.

    Чтоб царское величество изволил рать свою вскоре прямо к Смоленску послать, не отсрочивая ничего, чтоб неприятель не мог исправитца и с иными совокупитися, для того что войска ныне принужены, чтоб никакой их лести не верили, естьли б они имели в чем делать.

    Царское величество изволил на неприятеля своего, на польского короля, итти сам, и бояр, и воевод послать со многими ратьми по просухе, как конские кормы учнут быть.

     Статья 8.

    Чтобы наемного люду зде по рубежу от ляхов для всякого безстрашия с 3000 или, как воля царского величества будет, хотя и больши.

    Царского величества ратные люди всегда на рубеже для Украины обереганья есть и вперед стоять учнут.

     Статья 9.

    Обычай тот бывал, что всегда Войску Запорожскому платили. Бьют челом и ныне царскому величеству, чтоб на полковника по 100 ефимков, на ясаулов полковых по 200 золотых, на ясаулов войсковых по 400 золотых, на сотников по 100 золотых, на казаков по 30 золотых польских давать.

    И в прошлых годех присылал к царскому величеству гетман Богдан Хмельницкий и все Войско Запорожское и били челом многижды, чтоб его царское величество их пожаловал, для православные християнские веры и святых божиих церквей за них вступился, и принял их под свою государеву высокую руку, и на неприятелей их учинил им помочь. И великому государю нашему его царскому величеству в то время под свою государеву высокую руку приняти было вас не мочно, потому что у его царского величества с короли польскими и великими князи литовскими было вечное докончанье. А что с их королевские стороны царского величества отцу, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу и многих государств государю и обладателю, и деду его государеву, блаженные памяти великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии, и великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичи всеа Русии самодержцу его царскому величеству учинились многие безчестья и укоризны. И о том по королевским грамотам, и по сеймовому уложению, и по констытуцыи, и по посольским договорам царское величество ожидал исправленья. А гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское хотел с королем польским помирить через своих государевых великих послов тем способом: буде Ян Казимер король учинит с ними мир по Зборовскому договору, и на православную християнскую веру гонения чинить не учнет, и униятов всех выведет, и царское величество винным людем, которые за его государскую честь довелись смертные казни, вины их хотел отдать. И о том посылал к Яну Казимеру королю своих государевых великих и полномочных послов, боярина и наместника велико пермского князя Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарыщи.

    И те царского величества великие и полномочные послы о том миру и о поступках королю и паном раде говорили всякими мерами. И Ян Казимер король и паны рада ни на которую меру не сошли, и то великое дело поставили ни во что, и тех царского величества великих и полномочных послов отпустили без дела. И великий государь наш его царское величество, видя такие с королевские стороны многие неисправленья, и грубости, и неправды и хотя православную християнскую веру и всех православных християн от гонителей и хотящих церкви Божия разорити и веру християнскую искорените, от латын оборонити, под свою государеву высокую руку вас принял. А для вашие обороны собрал руские, и неметцкие, и татарские рати многие. Идет сам великий государь наш его царское величество на неприятелей християнских и бояр своих, и воевод шлет со многими ратьми. И на тот ратной строй по его государеву указу роздана его государева казна многая. И ныне им, посланником, о жалованье на Войско Запорожское говорить, видя такую царского величества милость и к ним оборону, не довелось. А как был у гетмана у Богдана Хмельницкого государев ближней боярин и наместник тверской Василей Васильевич Бутурлин с товарыщи, и гетман говорил с ними в розговорех о числе Войска Запорожского, чтоб учинить 60 000. А хотя б де того числа было и больши, и государю де в том убытка не будет, потому что они жалованья у государя просить не учнут. Да и им, Самойлу и Павлу, и иным людем, которые в то время при гетмане были, про то ведомо ж. А что в Малой Росии в городех и местех каких доходов, и про то царскому величеству не ведомо, и великий государь наш его царское величество посылает доходы описать дворян. А как те царского величества дворяня доходы всякие опишут и сметят, и в то время о жалованье на Войско Запорожское по розсмотренью царского величества и указ будет. А ныне царское величество, жалуя гетмана и все Войско Запорожское, хочет послать своего государева жалованья по давным обычаям предков своих, великих государей царей и великих князей росийских, гетману и всему Войску Запорожскому золотыми.

     Статья 10.

    Крымская орда если бы имела вкинутися, тогда от Астрахани и от Казани надобно на них наступати. Тако ж де и донским казаком готовым быть, а ныне еще в братстве дать сроку и их не задирать.

    Царского величества указ и повеленье на Дон к козаком послано: буде крымские люди задору никакова не учинят, и на них ходить и задору чинить не велено. А будет крымцы задор учинят, и в то время царское величество укажет над ними промысл чинить.

     Статья 11.

    Кодак город на рубеже от Крыму, в котором гетман всегда по 400 человек держит и кормы всякие им дает, чтоб и ныне царское величество пожаловал кормами и порохом, к наряду изволил построите. Также и на тех, которые за порогами коша берегут, чтоб царское величество милость свою изволил показать: понеже нельзя его самого без людей оставляти.

    О той статье царского величества милостивой указ будет вперед, как про то ведомо будет, по скольку каких запасов в те места посылывано и сколько будет доходов в зборе на царское величество.

    А что в письме ж в вашем написано: как великий государь наш его царское величество гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское пожалует свои государские грамоты на вольности ваши дать велит, тогда вы смотр меж собою учините, хто будет казак или мужик, а чтоб число Войска Запорожского было 60 000. И великий государь наш его царское величество на то изволил им, числу списковым казаком быть велел. И как вы, посланники, будете у гетмана у Богдана Хмельнитцкого, и вы б ему сказали, чтоб он велел казаков разобрать вскоре и список им учинил. Да тот список за своею рукою прислал к царскому величеству вскоре.

    Такое письмо дано посланником. Писано на столбцах белоруским письмом без дьячей приписи. Писал Степан, да Тимофей, да Михайло.

    Источники

    • ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1654, д. 4. л. 328–347а. Отпуск. Опубл. Акты ЮЗР, т. X, с. 477–184. Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е, т. X, № 119, с.311–314.
    • Электронный текст перенесен с [1]
     

     

    ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ И ВСЕМУ ВОЙСКУ ЗАПОРОЖСКОМУ

    О СОХРАНЕНИИ ИХ ПРАВ И ВОЛЬНОСТЕЙ

    1654 г. МАРТА 27

    Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Великия и Малыя Росии самодержец <...>, пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м (1654 г.) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили. <...>

    И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали велели им быти под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступатись не будут. А число Войска Запорожского указали семя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому же новообранному гетману на подданство и на верность веру нам, великому государю, учинит, при ком мы, великий государь, укажем, а при булаве гетманской староству Чигиринскому со всеми его приналежностями, которые преж сего при нем были, указали есмя быти попрежнему. Также и именей казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними по-прежнему. А буде ис которых пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское к гетману к Богдану Хмельницкому послы о добрых делех, и мы, великий государь, тех послов гетману принимать и отпускать поволили. А ис которых государств, и о каких делех те послы присланы, и с чем отпущены будут, и гетману о том о всем писати к нам, великому государю, вскоре. А буде которые послы от кого присланы будут с каким противным к нам, великому государю, делом, и тех послов в Войске задерживать и писать об них к нам, великому государю, вскоре ж, а без нашего царского величества указу назад их не отпускать. А с турским салтаном и с польским королем без нашего царского величества указу ссылки не держать. И по нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и привилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего. И нам, великому государю, и сыну нашему, государю царевичю князю Алексею Алек-сеевичю, и наследником нашим служити, и прямити, и всякого добра хотети, и на наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет, ходит, и с ними бигись, и во всем быти в нашей государской воле и послушанье навеки. <...>

    Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. М. 1953. Т. III. С. 567-570.

    Хрестоматия по истории России с древнейших времен до нащих дней. А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М. 1999

     

     Последствия Переяславской рады

    В основном последствия этого соглашения коснулись Запорожской Сечи. В результате Переяславской Рады и следующих переговоров между гетманским и царским правительствами был заключен военно-политический союз Гетьманщины и Московского государства. Необходимость выхода из-под польской зависимости побуждала Б.Хмельницкого пойти на признание протектората московского царя над Гетьманщиной. Одновременно была дана царская гарантия относительно сохранения государственных прав в Украине.

    Для России соглашение привело к приобретению земель Западной Руси, что оправдывало титул российских царей, - государь Всея Руси. Российское государство также претендовало на роль законного преемника Киевской Руси и собирателя русских земель.

    Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

    Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение очень сильно ограничило казачью самостоятельность и было прямым следствием Гадячского договора между казаками и Речью Посполитой, предоставившего большое число привилегий казакам и таким образом угрожавшего влиянию Московского государства на левобережье Днепра.